2016-02-23

Мк., 60 зач., XIII, 14-23. Комментирует отец Павел Великанов.
Поделиться
Мк., 60 зач., XIII, 14-23. Комментирует отец Стефан Домусчи.
Поделиться
51-01-02-0038

Добрый Пастырь

Евангелие от Марка, Глава 13, стихи 14-23.

14 Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно,- читающий да разумеет,- тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
15 а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего;
16 и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.
17 Горе беременным и питающим сосцами в те дни.
18 Моли’тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою.
19 Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.
20 И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни. 21 Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там,- не верьте.
22 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
23 Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё.

Комментирует протоиерей Павел Великанов 

Страшные пророчества Христа, которые мы только что слышали в евангельском чтении, исполнились в полной мере, когда в 70-м году войска Тита разрушили Иерусалим. Эти грозные, исполненные боли и страдания слова, Христос произносит в ответ на детский восторг одного из Его учеников от великолепия Иерусалимского храма. И предупреждая о грядущих на Иерусалим бедах, Иисус даёт чёткие заповеди: как только вы увидите мерзость запустения в святом месте, тотчас, не оглядываясь ни на что – бегите в горы, где среди множества пещер вы сможете найти себе укрытие. Как описывает очевидец событий историк Иосиф Флавий в 5-й книге «Иудейской войны», количество погибших иудеев за время осады и разгрома Иерусалима значительно превышало миллион человек! Немалую роль в гибели евреев в городе сыграли и умножившиеся политические партии, каждая из которых претендовала на исключительность и выдвигала своего собственного мессию. В стычках между сторонниками этих движений внутри самого Иерусалима тоже погибло значительное число людей. Вместо того, чтобы послушаться предупреждения Христа, – как это сделали христиане, перебравшиеся в небольшой город Пелла на другом берегу Иордана – евреи, напротив, собрались в Иерусалим в надежде, что Бог защитит Свой святой город и не даст осквернить Свой Храм. Примечательно, что когда Тит вошел в город и увидел все укрепления, огромные камни стен, бастионы – он в изумлении воскликнул: «Воистину, Бог был на нашей стороне в сражении, и Бог Сам низверг иудеев из этой крепости!»
Вопрос, который висит в воздухе, очевиден: как могло такое произойти, что целый народ оказался словно под каким-то гипнозом, когда объективные события подтверждали истинность пророчества Иисуса – а люди сознательно поступали наперекор им? Причина – уверенность в безусловной собственной исключительности. Сколько ни говорил Христос, что отнимается от вас царство и передаётся другим – этим суровым словам так и не поверили, пока Иерусалим не был стёрт с лица земли. Да и это очень немногих заставило серьезно задуматься над причиной произошедшего.
В нашей жизни мы нередко встречаемся с понятием манипулирования. Наши дети нередко начинают манипулировать, усвоив интуитивно нехитрый алгоритм воздействия на своих родителей. Хитрые подчинённые, близко познакомившись с руководителем, незаметно для него начинают подбрасывать свои идеи, тем самым выстраивая нужную им линию управления. Дерзну предположить, что и в истории еврейского народа произошло нечто подобное. Ощущение того, что Бог буквально связал Себя условиями завета, заключённого с еврейским народом, в какой-то момент стало доминантой и общественной, и религиозной жизни. Вместо того, чтобы искать Живого Бога, постоянного диалога с Ним, иудаизм абсолютизировал свою историю, насыщенную постоянным участием Бога, и возвел её в ранг Божественности. Еврейскому философу Мартину Буберу принадлежат потрясающие в своей откровенности слова, которые помогают понять ответ на наш вопрос: «На земле решается судьба Бога!» То есть Бог уже не воспринимается как Единовластный и Абсолютный Владыка мироздания: у Него есть народ, от решений которого Бог находится в прямой зависимости! Насколько же надо быть упёртым в собственной безошибочности, чтобы даже видя разорение Иерусалима, рассеяние по лицу земли – отказаться увидеть в этом явное свидетельство Самого Бога о том, что теперь что-то пошло явным образом не так, как должно было бы быть.
История избранничества – и отпадения еврейского народа от Бога – хороший урок всем нам. Не превозноситься своими «исключительными» отношениями с Самим Господом Богом, но в страхе и трепете, в постоянном подтверждении Им Самим правильности избранного пути следует шествовать нам по жизни! И да избавит нас Милостивый Господь от бесовского искушения пытаться манипулировать Им!

Комментирует священник Стефан Домусчи

Итак, мы слышим продолжение эсхатологической проповеди Христа. Его рассказ, как и всякое пророчество двойственен: он повествует и том, что будет скоро еще при жизни его непосредственных учеников, и в тоже время, о том, что будет в последние времена.
Однако обычные для эсхатологических сюжетов описания войны, голода и подобных вещей, дополняется чем-то совершенно иным. Оказывается, что в состояние упадка придут не только межчеловеческие отношения, но и «святое место», в котором будет «мерзость запустения».
Конечно, человеку знакомому с историей Иерусалима известно, что это предсказание Христа сбылось буквально, т.к. храм, красотой которого так восхищались апостолы был осквернен и сожжен римлянами. Узнав о предстоящей осаде и помня слова Спасителя, христиане бежали из Иерусалима в город Пеллу в горах на востоке.
И все же, читая эти слова, мы должны понимать, что они говорят не только о событиях, которые произошли в Иудее в первом веке, они, естественно, и о будущем Церкви. Думаю, что некоторой параллелью к этому пророчеству, могут быть слова Христа о том, что, когда Он придет то «вряд ли обрящет веру». В этом случае мерзость запустения последних времен – это запустение, которому подвергнется Церковь. Причем запустения не обязательно внешнего, но в первую очередь внутреннего, духовного. Это же можно сказать и о каждом человеке в отдельности, ведь оставаясь, внешне вполне благочестивым, он может не заботиться о храме своей души.
Но любовь Божия никогда не оставляет человека. Говоря о том, что скорбь тех дней будет ни с чем не сравнимой, Христос добавляет, что дни этой скорби будут сокращены, чтобы спасение оказалось возможным для тех, кто и в эти дни остался Ему верен.
Однако кроме гонений, которые сами по себе оказываются крайне тяжелым испытанием, будет еще одно, гораздо более сложное. Речь идет о явлении лжехристов и лжепророков, которые придут для того, чтобы прельстить, если возможно и избранных.
Тяжесть гонений очевидна, но они происходят открыто и те, кто гонят и убивают верующих, как делали язычники в древности, и как происходило в 20 веке с новомученниками и исповедниками, не скрывают своей враждебности и своих намерений. В ситуации гонений человек бывает поставлен перед выбором: либо он отрекается от Христа и тогда остается жив, либо он остается верным Ему и идет на смерть. Но в случае с прельщением и обманом все обстоит совершенно не так. Лжехристос – это тот, кто выдает себя за Христа, лжепророк – тот кто выдает себя за пророка. Это значит, что внешне все может быть вполне благопристойно, без насилия и мучений, можно оставаться верным имени Христа, внешним формам, но подменить при этом суть веры и жизни, изменить духу Христову.
Сегодняшнее чтение завершается словами: «Вы же берегитесь. Я наперед сказал вам всё». Спаситель предостерегает своих учеников лично, мы же можем услышать его, обращаясь к Евангелию. Именно из него мы как христиане должны черпать тот дух, который поможет нам оставаться верными ему во всем.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (40 оценок, в среднем: 4,98 из 5)
Загрузка...