2016-01-13

Мк., 51 зач., XI, 23-26.
Поделиться
465px-Synaxis_of_the_Twelve_Apostles_02

Собор Двенадцати Апостолов (новгородская икона, XV век).

Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 23-26.

23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.
24 Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам.
25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что’ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

 

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Как часто фразу Христа о том, что верующий и горы двигать может, используют для обличения несостоятельности нынешних христиан! Раз горы не двигаются – где ваша вера? И на самом деле – где?..

Не надо быть искушённым исследователем Писания, чтобы понять: Христос здесь использует популярную фразу, совершенно понятный для Его современников оборот речи. Мудреца в то время называли буквально «сдвигающим горы» – в смысле разрешающим неустранимые проблемы или трудности. Именно в этом ключе становится понятным образ горы, не только сдвинутой с места, но и вверженной в море: вера даёт возможность не только начинать разрешать трудности, но и целиком устранять их из жизни – также, как исчезает в пучинах вод огромный камень.

Но что же собой должна представлять такая вера? Быть может, это просто бескомпромиссная установка сознания на ожидание гарантированного результата: если чего-то попросил у Бога – Он обязан выполнить просьбу, хоть и медлит? Но разве не превращает такой «проситель» Господа Бога не более чем в инструмент для обслуживания своих интересов?

Разрешить это недоумение нам помогают слова о прощении: бессмысленно просить Бога о чем-либо, если ты имеешь за душой что-то против другого человека. Казалось бы, какая здесь связь? Самая прямая. Вера ведь может быть и слепой, и бездумной, и лживой. Разве невозможно верить в ложь? в астрологию? в сглаз? в рок? Причём верить очень искренне и сильно? Значит, дело не в самом факте веры как определенной психологической установки сознания, а в её содержании. Если быть предельно кратким, то можно было бы сказать так: верить – это не только «во что?», но и прежде всего – «куда?» – если понимать веру как вектор устремленности личности.

Когда человек во что-то верит, тем самым он – порой даже незаметно для себя – выстраивает свою жизнь вокруг предмета своей веры и неизбежно начинает ему служить. В этом смысле религиозная вера – это далеко не только признание того, что Бог существует; это прежде всего наличие определенных отношений между личностью человека и Богом, причем эти отношения всё время проверяются и подтверждаются. Точно также, как у пилотов есть постоянно работающая система опознования – «свой – чужой», – также сердце верующего в Бога человека постоянно отправляет Ему запросы: правильно ли я делаю? этого ли Ты от меня хочешь, Господи? Туда ли я иду? И только когда жизненный маршрут более или менее близок к замыслу Божию – молитвы такого человека начинают иметь силу; они становятся действенными, а не просто сотрясением воздуха. И первый главный шаг на этом пути – научиться прощать, миловать тех, к кому не испытываешь любви или даже симпатии, к кому можно и даже должно предъявить конкретные претензии с формальной точки зрения. Бог заключает договор: Он готов услышать наши молитвы – но только если мы услышим Его просьбу – быть милостивыми друг ко другу.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (26 оценок, в среднем: 4,88 из 5)
Загрузка...