2017-01-25

Мк., XI, 23-26.
Поделиться
465px-Synaxis_of_the_Twelve_Apostles_02

Собор Двенадцати Апостолов (новгородская икона, XV век).

Мк., XI, 23-26 о. Дмитрий Барицкий

23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.
24 Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам.
25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что’ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

 

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Сегодня Христос открывает Своим ученикам два важных условия. Из Его слов следует, что если мы их выполним, то будем услышаны Богом, а наши просьбы будут исполнены. Что же от нас требуется?

Во-первых, нужно иметь веру Божию. За это Господь по нашей молитве может даже горы передвинуть с места на место. Это выражение было довольно распространено во времена земной жизни Христа. Его понимали не в буквальном смысле, но в переносном: переставлять горы – значит разрешать какую-то серьезную трудность. Итак, если мы имеем веру, Бог по нашей просьбе может решить самую сложную проблему, даже если она также велика и неподъемна как огромная гора.

Казалось бы, что может быть проще. Но тогда почему множество людей вроде бы имеют веру Божию, ходят в церковь, молятся, соблюдают посты, но не получают того, о чем просят? В чем дело? Здесь необходимо обратить внимание на одну важную деталь: Христос говорит, что просить необходимо, не имея сомнений в сердце своем. Это очень существенное пояснение. Если мы внимательно понаблюдаем за собой, то увидим, что сомнением сопровождается практически любая наша просьба к Богу. Не обязательно сомнения появляются в нашем сознании в виде прямого вопроса или недоумения: действительно ли Бог исполнит то, о чем я прошу; а может, и нет, вовсе, никакого Бога? Скорее сомнение присутствует в наших молитвах в виде тонкого послевкусия. Оно едва ощутимо, но весьма плотно обволакивает наше сердце. В результате то, что только недавно было очевидным, становится далеким, нереальным, расплывчатым, как в тумане. Откуда все это? Ответ прост: все это облако испарений, которые дурманят наше сознание и висят между нами и Богом тусклой пеленой, на самом деле поднимаются из самых глубоких подвалов нашей души, о существовании которых мы часто просто не задумываемся. Где-то там живет та часть нашего существа, которая противится, чтобы мы переживали Бога в полноте, как бы мы сказали, всем своим нутром. Вот так и получается, что устами мы можем молиться Богу, вроде-как искренне просить Его о чем-то, и при этом не верить в Него, не желать Его, противиться Ему.

Христос сообщает Своим ученикам и второе условие успешной молитвы. Перед тем, как что-то попросить у Бога, необходимо простить тех, против кого мы затаили обиду. И опять: казалось бы, нет ничего проще. Мы довольно часто просим прощение. Но, если мы опять внимательно понаблюдаем за собой, то окажется, что зачастую мы прощаем человеку только на словах. Однако нам очень непросто выкорчевать из сердца тот комок обиды, который торчит из него словно кол. Каждый раз слова, поступки, да и присутствие обидчика, с которым мы вроде помирились, продолжает нас ранить. Вплоть до того, что между нами возникнет какой-то неопределимый барьер. Вроде бы простив, мы будем стараться свести с ним свое общение к минимуму. Опять же проблема в нашем сердце. Значит, существуют в нем еще такие полости, которые мы не видим. Именно в них та самая обида и затаилась. И мы не можем принять человека целиком, всей своей душей. Принять таким, какой он есть, со всеми его недостатками и бывшими между нами разногласиями.

Итак, Христос, сообщая два условия успешной молитвы, на самом деле призывает нас к упорной и серьезной внутренней работе. Слой за слоем человек должен очищать свое сердце от всего наносного, грязного, земляного. Перед каждым стоит нелегкая задача: обнаружить тот подвал своей души, в котором кишит всякая нечисть, роятся неверие, сомнение и обиды. Разрушить его, впустить в него свет. Седлать все свое существо чистым, прозрачным, открытым для Бога и других людей. Только так возможен настоящий искрений диалог с Творцом и всеми, кто нас окружает. Только в этом случае те молитвы, которые мы возносим к Богу, будут способны передвигать горы. Причем, как в переносном, так, возможно, и в прямом смысле.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (69 оценок, в среднем: 4,91 из 5)
Загрузка...