2016-01-11

Мк., 48 зач., X, 46-52.
Поделиться
53-4

Притча о хромце и слепце. XVI в.

Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 46-52.

46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.
47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.
50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.
51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.
52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Слепой Вартимей, сидящий у шумной дороги, протягивающий руки и питающийся милостыней – это образ человеческой души. Слепцу плохо, он знает, что жизнь может быть совершенно другой – но сделать ничего не может. Ему приходится довольствоваться тем, что упадёт ему в руки. Так и душа человека, живущего в плену греха, без света Божественных заповедей, ощущает себя мрачной и стесненной – и если когда и бывают какие-то светлые проблески – в виде вдохновляющей музыки, радостного общения с близкими друзьями, увлечений, увеселений или чего-то иного – всё равно общая картина от этого не меняется. Душа, утешить и наполнить которую может только Бог, так и остаётся голодной и печальной.

Когда слепой узнаёт, что идет Иисус из Назорета – он громко начинает его звать. Но не для того, чтобы получить пожертвование: нет, от Иисуса ему нужно нечто большее. Вот почему он кричит – чем и досаждает окружающим. Точно также и душа, услышав нечто о Боге, начинает активно интересоваться – а не здесь ли находится то, чего так долго она ожидала? И вот, когда крик слепца превозмогает шум толпы – Иисус останавливается и подзывает его к Себе.

Для того, чтобы Бог адресно начал проявлять Себя в нашей жизни, необходимо к этому подготовиться. Крик Вартимея – это вызревший вопль души, который должен стать именно криком, вбирающим в себя все силы человека, исключающий возможность одновременно с криком заниматься еще чем-то посторонним. Человек кричит тогда, когда ему что-то надо настолько сильно, что он сам весь становится этим криком.

Услышав, что его зовут – слепец встаёт, сбрасывает с себя верхнюю одежду – и подходит к Иисусу. В этом сбрасывании одежды – отказ от прежней жизни, её привычек и обычаев. Если ты хочешь на самом деле вступить в общение с Самим Господом Богом – будь добр, сбрось с себя старый хлам греховной жизни, каким бы дорогим и комфортным он тебе не казался. Сделав этот шаг, слепец поступает казалось бы неразумно: ведь его одежду легко могут украсть, и он останется вообще ни с чем – он же ничего не видит! Но несчастный идёт на этот риск: для него сейчас возможность общения с Иисусом несоизмеримо важнее любых житейских попечений. Когда человек решается сделать свой первый шаг навстречу Богу – это всегда требует решимости и готовности взять на себя определенные риски. И только зарождающаяся вера может дать глубинную уверенность в том, что всё устроится.

Иисус задаёт слепцу простой вопрос: чего ты хочешь от Меня? Вартимей называет Иисуса – Учителем – и затем говорит о том, что хочет прозреть. Бог никогда не открывает Себя человеку неподготовленному, нежелающему увидеть и услышать Его. Господь бесконечно деликатен и педагогичен: нет никакого навязывания, никакого «принуждения добра». Поэтому вопрос – чего ты хочешь? – очень полезно себе почаще задавать. Но это – не вопрос о сиюминутных желаниях, он – о другом. О том, что хочет человеческая душа на самом деле, в самой глубине. Я правда хочу заполнить душу визуальным, звуковым, словесным и прочим хламом – или душа просит чего-то совершенно иного?

Услышав ответ Вартимея, Иисус совершает исцеление. Душу озаряет Божественный свет – и она прозревает, ей открывается тот же самый мир, в котором она так долго маялась – но совершенно в иных красках, оттенках, полутонах. Всё расставляется по своим местам, во всём видится красота, мудрость и милость Создателя. Когда человек получает дар веры – он на самом деле прозревает, только не телесными, а душевными очами. Всё, вроде бы как и было – но появилась целостность, законченность, осмысленность и теплота. Нет пугающей темноты и пустых глазниц бесконечности. Нет тирании греха и порока. Нет растерянности перед масштабами неизвестности. Когда в душе есть Бог – остальное приложится. Главное – понять, зачем была и слепота, и прозрение: чтобы вместе с исцеленным Вартимеем всё время идти за Христом.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (14 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...