2017-01-23

Мк., X, 46-52 о. Дмитрий Барицкий
Поделиться
53-4

Притча о хромце и слепце. XVI в.

Мк., X, 46-52 о. Дмитрий Барицкий

46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.
47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.
50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.
51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.
52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Евангельский отрывок, который мы только что услышали, повествует еще об одном чуде, совершенном Спасителем. Оно произошло в Иерихоне, древнем город, который находился примерно в 30 километрах от Иерусалима, столицы Израильского царства. Для того, чтобы оценить произошедшее по достоинству, давайте вглядимся в образ слепого.

Первое, что обращает на себя внимание, – то, что Евангелист Марк не называет слепца по имени. Вартимей – всего лишь арамейское выражение, которое переводится как «сын Тимея». Скорее всего, Тимей был известным человеком в Иерихоне, так что его имя было у всех на слуху. Называя слепого по имени его отца, Марк дает понять, о ком идет речь: о человеке, который принадлежит к тому самому, всем хорошо знакомому, зажиточному семейству. В том, что семья Тимея не бедствовала, можно не сомневаться. Евангелист упоминает о том, что у него была верхняя одежда – роскошь для большинства простых жителей Палестины.

Почему же сын знатного человека оказался в таком печальном положении, за городом, прося милостыню? По иудейскому закону, за черту поселения изгонялись люди, страдающие тяжкою заразною болезнью. Все они считались греховно нечистые. Поэтому, скорее всего Вартимей был не просто слеп, он был еще и серьезно болен. Возможно, это могла быть проказа, которая на самых последних стадиях в 80 процентах всех случаев приводит к слепоте.

Как бы то ни было, представьте, в каком отчаянии находился этот человек. Когда-то он имел все. А теперь умирал в одиночестве. В глазах всех окружающих он был проклятым изгнанником. Скорее всего, даже родные отвернулись от него. Все, что у него осталось от прежней жизни – верхняя одежда. Да и та, вероятно, давно вся превратилась в лохмотья. И вдруг он узнает, что Тот самый Учитель, Который имеют силу не только исцелить, но и воскресить мертвого, здесь, рядом с ним. Это шанс. Поэтому, не обращая внимания на окружающих, на нормы приличия, на свою болезненную слабость, он начинает вопить ко Христу. Вокруг возмущаются, шикают на него, просят замолчать, не мешать Иисусу общаться с людьми. Однако слепец не обращает на это внимания. Ведь на карту поставлено все. Сейчас, благодаря одному слову Спасителя, он может вернуться к нормальной жизни. Его настойчивость и уверенность в силе Христа такова, что он получает просимое.

И еще один момент, на который стоит обратить внимание. Исцеленный Вартимей не возвращается домой к своему богатому отцу. Получив зрение, Он тотчас присоединяется к последователям Христа и идет вместе с ними в Иерусалим.

История, которая произошла с иерихонским слепцом, – предлагает нам богатый материл для размышления. Вряд ли найдется на земле такой человек, который ни разу не обращался к Богу с какой-либо просьбой. Поэтому каждый из нас может поделиться горьким опытом, когда слова его молитвы оставались без ответа. «Бог забыл обо мне. Видимо, я очень грешен. Попрошу что-нибудь другое и в другой раз, авось повезет», – вот первое, что приходит на ум. В эти моменты хорошо было бы вспоминать Вартимея и его вопль к Спасителю. Только такую молитву слышит Бог. Вряд ли Ему приятны наши теплохладные бормотания, когда мы сами не до конца понимаем жизненную необходимость того, что просим. Когда просим на всякий случай, в довесок к тому, что уже есть. Когда в глубине нашего сердца живет равнодушие к собственным просьбам. Настоящая молитва – должна иметь такую же силу и энергию, как крик утопающего, который вопит от ужаса, осознавая надвигающийся конец. Это вопль слепца, который рискует потерять единственный шанс на исцеление и навсегда остаться во мраке. Так ли мы просим Бога?

Господь может не отвечать и по другой причине. Вряд ли кому-то приятно, когда его используют как средство для достижения своих целей. А ведь мы часто обращаемся к Богу именно с таким корыстным интересом. «Господи, дай мне здоровья, но не для того, чтобы пойти за тобой в Иерусалим, где Тебя повесят на крест, а для того, чтобы я мог вернуться домой к своему богатому отцу. Чтобы мог жить и наслаждаться этой жизнью как раньше, будто ничего не произошло. А когда я ослепну еще раз, я опять Тебя попрошу, и Ты меня исцелишь». Наверное, видя все это в нашем сердце, Бог и молчит. Молчит, чтобы мы продолжали искать Его. Чтобы учились общаться с Ним и просить Его правильно. Не так как мы просим продать нам батон хлеба в супермаркете. А так, как просил Его Вартимей, отверженный всеми иерихонский слепец.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (58 оценок, в среднем: 4,95 из 5)
Загрузка...