2016-01-05

Евангелие день за днём. Мк., 43 зач., X, 2-12.
Поделиться
422px-Moisey_prorok_ikona

Моисей пророк. Икона. Каргополь, 1590-е гг.

Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 2-12.

2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
7 Посему оставит человек отца своего и мать
8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.
11 Он сказал им: __ кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Комментирует иеромонах Феоктист (Игумнов)

К сожалению, вопрос о допустимой причине расторжения брака сегодня актуален так же как и во времена земной жизни Господа Иисуса Христа. Фарисеи хотя и пытались своим вопросом о возможной причине развода искусить Христа, но этот вопрос не был для них праздным. Скорее всего, этим вопросом они полагали проверить Его правоверность или же надеялись, что Он запутается в Своих собственных словах и начнет противоречить Сам Себе: ведь тема развода и второбрачия уже поднималась в диалогах с фарисеями. А может быть они, уже зная Его ответ, пытались тем самым вызвать вражду к нему со стороны Ирода Антипы, который как раз развелся с женой и женился на другой.

Теоретически идеал иудейского брака не имел равного в тогдашнем мире. Целомудрие считалось величайшей добродетелью. В раввинистической литературе можно найти такие выражение: «Мы считаем, что Бог долготерпим ко всем грехам, кроме греха нецеломудрия». Или: «Иудей скорее должен был пожертвовать жизнью, нежели совершать идолопоклонство, убийство или прелюбодеяние». И: «Даже алтарь проливает слезы, когда человек разводится с женой своей молодости». Но практика была совсем иной и мужчина мог развестись со своей женой почти на любом основании. В качестве причины такого отношения к браку люди ссылались на слова из книги Второзаконие: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего». Но что является «противным», пророк и боговидец Моисей не указал. Это умолчание пророка Моисея привело к возможности самых разнообразных спекуляций на тему развода, вплоть до слов равви Акибы, который заявил, что уважительной причиной для развода будет, если мужчина встретит женщину, которая ему покажется красивее его жены. Господь Иисус Христос в нынешнем евангельском отрывке говорит, что пророк Моисей допустил возможность развода из-за жестокосердия народа. Жестокое сердце не ищет ничего, кроме наслаждений. Его желания предельно просты и часто граничат с пошлостью. Жестокое сердце не способно к высшим стремлениям, к самоотречению, к богоугождению, к подвигу благочестия. Жестокость сердец евангельских фарисеев, которая сопровождалась неимоверным количеством разводов, привела в конечном итоге не только к тому, что они не увидели в Иисусе из Галилеи Мессию, но к тому, что они приговорили к казни невиновного и безгрешного Человека и Бога. Если жестокосердие приводит к увеличению количества разводов, то и по количеству разводов можно судить о состоянии общества. Этот евангельский критерий невозможно подтасовать, его невозможно не заметить, с ним невозможно спорить, он из области статистики, о нем можно узнать в любом загсе. И если мы хотим укрепить семью, то значит нам необходимо в первую очередь обратить внимание на свое сердце, сделать все, чтобы смягчить его, попытаться уйти от грубого материалистического взгляда на жизнь. А достигается эта перемена сердца ничем другим как известными аскетическими методами, о которых слышали, пожалуй, все, но о которых никогда не будет лишним напомнить: искренней внимательной молитвой, всесторонним самоограничением и погружением своего ума в смысл изложенного в Священном Писании. Если двигаться по этому пути, все тяжести, которые приходится нести в семейной жизни, обретут новый и иной смысл, они превратятся из зачастую унылый и безысходной обыденности в тропинку, которая ведет человека к Богу.

 

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (15 оценок, в среднем: 4,67 из 5)
Загрузка...