2017-01-19

Мф., III, 13-17 о. Феоктист Игумнов
Поделиться
421px-Jesus_meets_John_the_Baptist

Встреча Христа с Иоанном Предтечей (миниатюра XV века).

Мф., III, 13-17 о.Феоктист Игумнов

13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Краткое евангельское повествование литургии в праздник Крещения Господня или, иначе, Богоявления, можно выучить наизусть за пару минут. А если память позволяет, то и гораздо быстрее. Оно звучит очень просто, в нем нет сложных богословских формулировок, таких, какими наполнено Евангелия от Иоанна или послания святого апостола Павла. Но вместе с этой простотой и краткостью евангельское чтение показывает новозаветный образ явления Самой Пресвятой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Отца — в виде гласа с небес, Сына — плотью и Святого Духа — в виде голубя, который спускается на Господа Нашего Иисуса Христа. Простота слов апостола Марка способна смутить внимательного исследователя, который привык во всем полагаться на свой разум и который понимает сложность устройства видимого мира, знает о величии Творца и видит великолепие Его творения.

В день Пятидесятницы, когда апостолы собрались в сионской горнице на них сошёл Святой Дух. Он сошёл в виде огня. Или, как свидетельствует книга Деяний апостолам «явились разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Не нужно обладать особой наблюдательностью и проницательностью, чтобы заметить разницу в образе схождения Святого Духа в день Крещения Господня и в день Пятидесятницы: голубь и огонь имеет мало общего между собой. Очевидно, что в каждом из этих двух случаев образ схождения Святого Духа далеко не случаен. И, само собой, святоотеческая мысль не могла пройти мимо этого факта.

Христос Спаситель говорит о себе, что Он есть Судья рода человеческого. Но прежде суда, Он пришёл на землю, воплотился, принял крещение в водах Иордана, проповедовал, исцелял, воскрешал для того, чтобы Своей кротостью собрать разрозненное и утопающее в грехах человечество. Своей кротостью Он, прежде суда, примирил Бога и отступившего от Истины человека. Став Человеком для человека, Он явил Себя кротким для человека. Он пришёл не для наказания грешников, не для суда над нами, а для спасения нас. Прежде суда, Он хотел исправлять кротостью, чтобы иметь тех, которых после можно было бы спасти на суде. Поэтому Дух явился в виде кроткого голубя над Тем, Кто пришел не затем, чтобы поразить грехи, но затем, чтобы по кротости еще терпеть их. Напротив, над учениками Дух Святой явился в огне, чтобы те, кто были простыми люди, а потому и грешниками, воспламеняли духом других людей против их самих и сами в себе покаянием очищали те грехи, которые Бог щадил по кротости. Ведь даже те, кто был предан Небесному Учителю даже до смерти, не могли быть без греха, по свидетельству Иоанна, который говорит: «если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8). Дух Святой в огне сошел на людей, а в виде голубя явился над Господом, потому что мы, по ревности к правде, тщательно должны замечать и огнем покаяния сжигать те наши грехи, которые Господь снисходительно терпит по Своей кротости. Да поможет нам всем Всемилостивый Бог всегда помнить, что цель кротости Христа в том, чтобы воспламенить в нас ответный огонь покаяния, сжигающий и попаляющий наши многочисленные грехи!

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (46 оценок, в среднем: 4,85 из 5)
Загрузка...