2016-01-10

Мф., 4 зач., II, 13-23.
Поделиться
753px-Flight_into_Egypt_assisi

Бегство в Египет (Джотто, церковь Сан-Франческо в Ассизи).

Евангелие от Матфея, Глава 2, 13-23.

13 Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
19 По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 20и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Первое, с чем придётся познакомиться новорожденному Иисусу – это бегство со своей родины. Родившийся ради спасения человечества, Христос сразу вынужден стать беглецом. Мы ничего не знаем о сложностях долгого пути, которые предстояло преодолеть святому семейству. Евангелист Матфей также не оставил нам свидетельства, на сколь долгий срок пришлось покинуть родную землю Иосифу с Марией и младенцем Иисусом. Но едва ли знание этих деталей добавило бы что-то существенное к картине происходящего. По повелению свыше нужно было на время исчезнуть из поля зрения властолюбивого до паранойи царя.

Ирод был полукровкой, назначенным Римом и до конца дней хранивший верность ему. Не только соглашательство с оккупантами, но и готовность поступиться религиозными идеалами – ведь он принес жертву языческим богам в храме Юпитера после объявления его царём Иудеи – всё это гарантировало ему стойкую ненависть со стороны еврейского народа.

По причине болезненной, патологической жажды власти, сохранилась поговорка: «Лучше быть свиньёй Ирода, чем его сыном». Свою первую жену он казнил – чтобы жениться на Мариамне – которую потом задушил из ревности. Трое сыновей были тоже казнены по ложному обвинению в заговоре. Брат любимой жены, молодой первосвященник, сыскавший любовь народа, был утоплен в собственном бассейне. Предчувствую свою скорую смерть от мучительной болезни, Ирод приказал собрать знатных людей Иудеи на ипподроме, чтобы солдаты убили их, как только придёт известие о смерти самого Ирода. На фоне всего этого избиение младенцев в небольшом городке Вифлееме – неудивительное событие.

Давайте попробуем представить себя на месте Иосифа. Мария только что родила Иисуса; особые знамения свидетельствуют о том, что этот Младенец – непростой; только что ушли волхвы, принесшие поистине царские подарки. Всё устраивается как нельзя лучше; явным образом Божественное благословение покрывает всё святое семейство. Ничего не предвещает беды, напротив, всё свидетельствует о милости Бога. И в этой ситуации срываться с места, ночью, бежать в другую страну – поступок более чем серьезный. В том-то и заключалась мудрость Иосифа как человека уже совсем немолодого, что он был далёк от эйфории, в которую, не сомневаюсь, впал бы каждый из нас в схожей ситуации. Он не потерял трезвенности и внимательности: в этом и проявилась его вера и доверие Богу – а не самоуверенность в собственной праведности – оказаться готовым выполнить любое, даже самое несвоевременное, указание свыше.

Как часто мы, вспоминая те или иные тяжёлые ситуации в жизни, корим себя: ну зачем я поторопился? ну почему не сделал паузу, не послушался голоса совести, не вслушался, не всмотрелся в окружающие подсказки, которые милостивый Господь щедро рассыпает вокруг каждого из нас? В нашей опрометчивости нет ничего удивительного: степенность, рассудительность, неторопливость нынче не в моде. В итоге чаще всего мы принимаем решения, будучи движимы или страстью, или прихотью, или вообще бездумно, абы как. Мы произвольно засоряем свой внутренний мир хламом – а потом дивимся, и почему это в нашей помойке ничего ни найти, ни понять невозможно? Чтобы услышать глас свыше – как это произошло с Иосифом – нужна внутренняя тишина, несуетливость, внимательность. Давайте же в эти радостные Рождественские дни помнить об этом и учиться вдумываться, вслушиваться, вживаться в окружающий нас мир – чтобы и нам не пропустить тихий, ненавязчивый – но бесконечно значимый для нас – голос Божий!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (25 оценок, в среднем: 4,80 из 5)
Загрузка...