2014-01-10

Мк., 53 зач., XII, 1-12.
Поделиться
Rembrandt_-_Parable_of_the_Laborers_in_the_Vineyard

Притча о работниках в винограднике
(Рембрандт, 1637 год).

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 1-12.

1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2 И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника.
3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.
12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Комментирует протоиерей Андрей Андронов 

Почему же Христа попытались схватить после того, как Он поведал нехитрую притчу о злых виноградарях? Как говорится «сказка ложь, да в ней намёк…». Этот намёк прекрасно расшифровали те, кто стоял тогда у кормила духовной власти в Израиле. Они прекрасно поняли, под образом человека устроившего виноградник и башню подразумевается Сам Бог заключивший Завет, то есть союз с людьми. В Священном Писании Израиль неоднократно сравнивался с виноградником, который насадил Бог. Он дал людям духовный Закон и храм, а первосвященники и богословы стали теми самыми виноградарями. Но даже имея всё необходимое для духовной жизни виноградник Отца не всегда приносил достойные плоды. Всякий раз, когда этого требовали обстоятельства, Бог посылал Своих слуг, дабы через них скорректировать духовную жизнь народа, который постоянно отклонялся с предначертанного Творцом пути. Исторически миссию Божиих посланников выполняли пророки, участь которых, увы, была незавидна. Как правило с ними обходились довольно жёстко: избивали, или выдворяли вон из страны. Психологически это вполне объяснимо. Авва Дорофей очень точно подмечает «орёл, если весь будет вне сети, но запутается в ней одним когтем, то через эту малость низлагается вся его сила, ибо разве не может ловец схватить его, лишь только захочет?» Подобное происходит и в духовной жизни. «Подсев» на казалось бы совсем безобидную страстишку человек и даже целый постепенно приобретает пороки значительно отдаляющие его от Бога, но в то же время считающиеся нормой гражданской жизни. Пророки требовали от народа Завета плодов духовной жизни: покаяния, милосердия, терпения, воздержания. Рождающиеся от этих добродетелей любовь и смирение, и есть тот бесценный урожай из виноградника Божия. Как непохож окружающий нас мир на замысел Творца. Однако вернёмся к притче.
Хозяин проявляя величайшее терпение, и по сути прощая избиение слуг, посылает в виноградник своего единственного сына. Его появление по мнению отца должно благотворно повлиять на совесть виноградарей. То есть людям даётся возможность через видение Единородного Сына Божия придти к покаянию и исправлению своих мыслей и поступков. Такая позиция может наверное только удивить современного человека, привыкшего к жесткости окружающего мира. Многие из нас увидев избитых слуг тот час послали в виноградник представителей силовых структур. Виноградари так же действуют в духе нашего времени: они “сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника”. Как говорится «нет человека, нет проблемы».
Многие сейчас могут возразить: для нас Христос это Сын Божий. Однако, как часто мы, христиане насилуем и убиваем свою совесть – этого бесценного помощника данного Богом. Мы оправдываем свои проступки человеческими слабостями, не различая своих прихотей и похотей от действительных потребностей. Мы часто сетуем, что мол Евангельские заповеди выполнить в современном мире просто невозможно. Это происходит только потому, что мы живём в большей или меньшей степени вопреки Евангелию. Подобно первосвященникам и книжниками своим маловерием, злобой, невоздержанием, ленью. нечистотой сердца, нераскаянностью мы вторично распинаем в себе Христа. Сам собою возникает вопрос: «что же сделает хозяин виноградника?». Ответ содержится в следующем стихе: «придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим». Утешает, то что у нас ещё есть время исправить ситуацию, ибо наша душа ещё в теле. Тщательный каждодневный самоанализ мыслей и поступков, чтение, Священного Писания и творений отцов церкви рождает в человеке трезвую самооценку, потом уже слёзы покаяния и смирение – самый главный духовный плод, который ожидает от Своего виноградника Создатель.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (8 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...