2017-01-05

Мк., X, 17-27 о.Дмитрий Барицкий.
Поделиться
467px-Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son

«Возвращение блудного сына» . Рембрандт.

Мк., X, 17-27 о.Дмитрий Барицкий.

17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.
21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Для того, чтобы понять, что случилось в только что услышанной нами истории, следует прояснить, что иудеи времен Христа подразумевали под выражением «вечная жизнь». Ведь именно ее так жаждет заполучить юноша, о котором повествует Евангелие. Сразу нужно сказать, что это не аналог христианского рая. Также речь не идет о жизни после смерти в ее иудейском понимании. Речь идет о царстве Мессии. По мнению иудеев времен Христа, во время пришествия Мессии для еврейского народа уже здесь, в этой жизни наступит золотой век. Во всем будет изобилие и достаток. Именно эту земную счастливую жизнь в царстве грядущего Великого Царя и называли «вечной жизнью». Иными словами, юноша, обращаясь к Спасителю, просит у него местечка в земном раю. Есть еще один важный момент, который мы также должны учесть. У иудеев было представление о том, что хороший достаток, многодетность, завидное положение в обществе, влиятельные друзья – все это признак того, что человек благословлен Богом. В первую очередь именно такой человек может надеяться на то, чтобы стать участником будущего великого царства.

Поэтому представьте себе то потрясение и даже шок, которые испытал юноша, когда Господь вместо обещаний или советов, как гарантировать себе теплое местечко в царстве Мессии, предлагает ему отказаться от всего того, что он уже собрал и чем уже обладал. Ведь в его понимании своим советом Христос уничтожает всякие гарантии, которые обеспечивают ему пропуск в этот земной рай. Он призывает отказаться от богатства, которые являются своеобразным залогом для того, чтобы стать полноценным участником царства Мессии, то есть получить еще большее богатство, комфорт и счастье. Лишиться всего этого – лишиться всех своих надежд и упований, словно шагнуть в никуда, в пустоту, потерять самого себя.

Подобная опасность подстерегает всякого человека. Именно об этом и предупреждает Христос Своих учеников во второй части отрывка. В Царствие Божие трудно войти тому, кто все свое упование возложил на что-то иное, нежели на Бога. Привязался всем своим сердцем к земному, нашел полное удовлетворение в родных, близких, любимых, в увлечениях и талантах, наконец, в деньгах, славе, связях, карьере и т.п. Мало ли у нас иных привязанностей, которые мы ставим в центр нашей жизни и которые составляют богатство и гордость нашей души. Это все то, без чего мы не мыслим самих себя.

Господь же призывает нас к духовной нищете. То есть к такому состоянию, когда человек ощущает бренность всего того, что его окружает и того, что его наполняет. Это состояние духовного странничества. Наверное, именно такое переживает смертник, перед тем как шагнуть на эшафот, или больной на каталке, когда его везут в операционную, где не будет ни друзей, ни родных, ни денег, ни связей. Только он и скальпель хирурга. Именно в эти минуты человек всем своим нутром понимает, как он одинок, как мало зависит от того, на что только недавно возлагал все свои надежды и упования.

Такие моменты весьма ценны для человека. Ведь именно тогда в нашем сердце рождается настоящая молитва, подлинный вопль к Богу, Который Один может нам помочь. Именно в такие минуты между человеком и Творцом пропадают всякие преграды, и Бог радостно наполняет нашу вычищенную, свободную от всего постороннего душу, становится ее подлинным, непреходящим богатством. В такие минуты даже материально нищий и убогий становится настоящий царем. Ведь теперь в Его сердце живет целая вселенная, и не на какой-то краткий период времени, но во веки вечные.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (30 оценок, в среднем: 4,87 из 5)
Загрузка...