2017-01-04

Мк., X, 11-16 о.Дмитрий Барицкий
Поделиться
800px-10_Gebote_(Lucas_Cranach_d_A)

«Десять заповедей», Лукас Кранах Старший. фрагмент.

Мк., X, 11-16 о.Дмитрий Барицкий

11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.
14 Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Какая мать не хочет, чтобы Господь благословил ее любимое чадо. Именно поэтому мы подводим своих детей в храмы под благословение священников, а если дитятко выросло и не хочет идти в храм, сами идем к священнику и просим благословить заочно наших непутевых чад. Так было всегда. Вот и в том отрывке, который мы только что услышали, женщины пытаются пробиться к известному и явно благодатному Учителю, чтобы Он благословил их детей. Однако они встречают серьезную преграду в лице учеников. Увидев сложившуюся ситуацию, Христос негодует на своих не в меру ревностных апостолов и все же дает детям благословение. То, что произошло, дает нам очень богатый материал для размышления.

Во-первых, перед нами история о чрезмерной ревности. Или, как бы мы сказали, ревности не по разуму. То, что подобное явление часто встречается в религиозной жизни, ярко свидетельствует народная мудрость: «заставь дурака Богу молиться, он себе и лоб расшибет». Парадокс, но подобное усердие в религиозной жизни не только не приносит пользу, но может и повредить. Одна женщина рассказывала, что когда она пришла в Церковь, старалась тщательно исполнять все то, что Господь заповедовал в Своем Евангелии. Особенно она усердствовала в заповеди милости к неимущим. Специально для этого нашла бедную семью: двух деток, которые жили со своей бабушкой. Начал носить им игрушки, вещи. Идиллия продолжалась недолго. Привыкнув к благодетельнице, опекунша сироток стала требовать приносить больше денег, одежду лучше, фрукты дороже. Одним словом в буквальном смысле наглеть, садиться на шею. Произошел скандал. Пришлось разойтись. Осадок остался надолго. Можно, наверное, приводить подобные случаи до бесконечности. Есть и более трагические случаи. Особенно богаты на них патерики. Часто в них встречаются истории о молодых монахах, которые берут на себя особый подвиг. В результате к ним является бес в виде ангела и предлагает прыгнуть, например, со скалы. Этакий прыжок веры. Прыгни и ты увидишь, как любит тебя Господь. Ведь ты так много молишься. Я подхвачу тебя. Ведь так в псалме написано. Как правило, заканчивается печально.

Вот так неуклюже, словно слон в посудной лавке, мы выражаем Свою любовь к Богу. Поэтому отцы и говорят: «увидишь юношу, который пытается забраться по лестнице на небо, сдерни его оттуда за ногу». А потому каждому из нас нужно взвешивать свою ревность. В делах веры, как и в жизни, не следует принимать резких решений. Необходимо осмотреться. Благородный порыв может привести к ровно противоположному результату.

Но есть в этой истории с учениками Христа и обратная сторона. Давайте задумаемся, почему апостолы так поступают. Неужели ими руководит жестокосердие? Неужели они так огрубели, что их не трогает даже вид маленьких детей? Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо вспомнить ту обстановку, на фоне которой произошло это событие. Перед нами последнее путешествие Спасителя в Иерусалим. Впереди маячит крест. Господь это прекрасно знает. В каком-то смысле Он уже испытывает муки, пусть и не физические, муки душевные. Ученики видят это. Они, конечно, не понимают до конца, что происходит, но тоже интуитивно чувствуют надвигающуюся опасность. Они видят, что их Учителю тяжело, Он страдает. Именно поэтому они и пытаются Его уберечь от всяких беспокойств и тревог. Создать для Него, насколько это вообще возможно, спокойную атмосферу. Ими движет забота и любовь к Иисусу. Пусть неумело, пусть наивно, они стараются оградить Его от лишней суеты.

Господь и выбрал апостолов за эту ревность. Хоть Он часто и бранил их за неуклюжесть, Он делал это как мать или отец бранят своего ребенка. Христос нянчился с этими грубыми, неотесанными еврейскими мужиками, как с детьми. Ведь Он прекрасно видел, что их порой неуместное рвение – нечто, вроде необработанного драгоценного материала. В свое время это несовершенное сырье примет совершенную форму. Если бы не было этой ревности, из апостолов ничего бы не получилось. Духу Святому в день Пятидесятницы некуда было бы вселиться. Не мог же Он вселиться в рафинированные, выхолощенные и во всем до отвращения правильные души фарисеев.

Учитывая эти два момента, будем с одной стороны: от самих себя требовать рассуждения в исполнении воли Христовой. С другой – постараемся не осуждать тех, кто на наш взгляд, подобного рассуждения не имеет. Но действует в своей духовной жизни опрометчиво, а может, на наш взгляд, и безрассудно. Возможно, перед нами просто дитя, которое пока так неумело и неуклюже выражает свою любовь к Богу. А ведь Он Сам сказал нам сегодня: «пустите детей приходить ко Мне»

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (24 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...