2017-01-03

Мк., X, 2-12 о.Дмитрий Барицкий.
Поделиться
456px-Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_079

Моисей, разбивающий скрижали. Рембрандт, 1659 год.

Мк., X, 2-12 о.Дмитрий Барицкий.

2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
7 Посему оставит человек отца своего и мать
8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.
11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Несмотря на то, что брак для евреев был священен, практика развода была широко распространена в их среде. О возможности развода говорит еще Моисей. Вот отрывок из текста его закона: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего…»

Относительно этого постановления среди религиозных лидеров евреев, а также ученых раввинов не было единого мнения. Яблоком раздора было словно «противное». Что такого противного могла сделать жена, чтобы муж дал ей разводное письмо? Представители одной партии знатоков закона говорили, что это измена. То есть развод допускается только в случае неверности одного из супругов. Однако были и более широкие толкования. Согласно им, основанием для развода могло стать все, что угодно: женщина плохо приготовила обед, заговорила с незнакомым мужчиной, имела вздорной характер, или же просто мужу понравилась больше другая, а жена наскучила. Иными словами, противное – все то, что не понравится мужчине. Очевидно, что большинство людей понимало закон Моисея именно в этом смысле. Поэтому в эпоху Христа разводы были повсеместны. Причем случались они по самым незначительным причинам.

Многие фарисеи, как люди благочестивые и ревнители патриархального уклада семейной жизни, понимали, что такое положение дел совершенно не нормально. Однако, по своей ненависти ко Христу они используют сложившуюся ситуацию, чтобы поймать Спасителя в ловушку. Хотят, чтобы Он сказал нечто против закона Моисея: дескать, закон не верен, Моисей ошибся.

Однако Господь обращает их оружие против них самих. По его словам, закона Моисея относительно развода – это всего лишь снисхождение к немощам евреев. Ведь пророк понимал, что многие его соотечественники люди жестокие. Если требовать от них идеала супружеской жизни, которой они просто не в состоянии достигнуть, может случиться худшее. Они начнут или тайно изменять своим женам, или же будут устраивать разводы собственными коварными методами. Например, под разными предлогами избавляться от неугодных супружниц, вплоть до физической расправы. Поэтому и дан был такой закон, чтобы хоть как-то пресечь возможное беззаконие. И не вина Моисея, что евреи начали использовать этот закон и по поводу, как, например, в случае супружеской измены или психической неадекватности супруга, и без повода, просто, потому что характерами не сошлись. Ведь это самый легкий способ успокоить свою совесть – найти оправдание в священном тексте, заглушить ее голос авторитетом великого святого.

Взамен Спаситель напоминает им, что брак – не просто один из человеческих институтов. Он имеет божественное происхождение, ведь его установил Сам Создатель. Это таинственное, органическое единство между двумя, которые становятся одним целым, пусть пока и не до конца осознают это. И об этом есть прямые свидетельства, которые принадлежат перу того же Моисея. А потому нельзя разрушать союз супругов, руководствуясь легкомысленной прихотью, подчиняясь сиюминутным настроениям и эмоциям. Конечно, фарисеям было трудно поспорить со всеми этими словами. В очередной раз они проиграли.

Не правда ли, как вся эта ситуация актуальна для нашего времени! Речь идет не только о браке. Это обо всей нашей жизни. Как часто получается так, что вместо того, чтобы сделать мизерный шаг навстречу человеку, проявить любовь, покрыть его милостью, мы поступаем ровно наоборот. Мы делаем это по разным причинам: устали на работе, испытываем неприязнь к этому человеку, возможно, просто еще не умеем оказать любовь. Всякое бывает, и, наверное, Господь не сильно осудит нас за это. Ведь даже по-человечески эту неловкость можно понять. Хуже то, что мы делаем дальше. Для того, чтобы как-то упокоить взбунтовавшуюся совесть, мы идем не к Богу с просьбой простить нас и помиловать за нашу немощь. Мы находим какое-то правило, принцип, обычай, закон, которым пытаемся оправдаться. Мы словно говорим себе: ведь так поступил бы каждый, что я мог сделать? Но хуже всего, когда в роли этого правила выступает какое-либо церковное установление. Да, можно оправдать свою нелюбовь к ближним, желанием сохранить благочестие. Покрыть свое жестокосердие ревностью о Боге и его Церкви. Это самая разновидность религиозности. Фарисеи пошли по этому пути и из самых благочестивых мотивов распяли Бога.

Поэтому всем нам необходимо набраться мужества для того, чтобы уметь признаваться себе в собственных немощах. В том, что порой мы просто не можем любить своего ближнего. Пусть порой это больно, неприятно и мучительно. Ведь Бог только и ожидает от нас этого. В ответ на наше раскаяние Он придет к нам и даст нашей душе подлинное утешение и покой.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (28 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...