2017-01-02

Мк., IX, 42 - X, 1 о. Дмитрий Барицкий.
Поделиться
438px-Mosaikikon_Bode_Berlin_2

Мозаичная икона Спасителя. 1100—1150 гг., Берлинский музей Боде.

Мк., IX, 42 – X, 1 о. Дмитрий Барицкий.

Глава 9.

42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.
43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
48 где червь их не умирает и огонь не угасает.
49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.
50 Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

Глава 10.

1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Евангельский отрывок, который мы услышали сегодня, полон ярких образов и весьма неожиданных сравнений. При их помощи Господь объясняет Своим ученикам, что значит быть Его последователем.

В первую очередь это чуткое и внимательное отношение к тем, кто тебя окружает. Христианин не может позволить себе такую роскошь как наивная беспечность в своих словах и поступках. Это простительно для подростка, однако недопустимо для взрослого человека. Всякий, кто хоть немного пожил на этом свете, должен самим нутром понимать, что «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Очень наглядно Господь демонстрирует меру и степень этой внимательности. Она ровно пропорциональна размеру и весу того гигантского жернова легкомысленных слов и поступков, который готов увлечь беспечного человека на дно.

Христос призывает нас заботиться не только об окружающих. Он ожидает от человека бережного отношения и к самому себе. Руки, ноги, глаза – все это символы нашей внутренней, интеллектуальной и душевной активности. Это наши чувства, мысли и желания. В них должны царить порядок и чистота. Если в нашу душу проникает что-то скверное, грязное, нечистое ни в коем случае нельзя этому потакать, как бы привлекательно и приятно оно нам не казалось, какое бы услаждение и удовлетворение оно нам не доставляло. Ведь все это вызывает процессы гниения. Вопрос внутренней гигиены так важен, что Христос призывает каждого превратиться по отношению к себе в хладнокровного хирурга. Подобно тому, как при телесной болезни порой только ампутация способна сохранить жизнь, также и в жизни духовной человек может сохранить душевные здравие и чистоту, безжалостно отсекая от своего сердца разного рода гнилостные желания и влечения.

Учитывая все вышесказанное, очень понятно, зачем Христос предлагает слушателям образ соли. В древности говорили, что соль – самый чистый продукт, ведь она результат взаимодействия двух самых чистых элементов этого мира – солнца и моря. Кроме того соль не поддается гниению и способна хранить от гниения другие продукты. Наконец, именно соль придает блюду неповторимый вкус. Иными словами, соль была символом свежести, чистоты, исключительности. Поэтому в Израиле любую жертву, которую приносили Богу, животное, птицу, хлеб, обязательно солили.

Таким образом, мысль Христа довольно прозрачна: безжалостно отсекая разного рода нечистые помыслы и желания, человек словно напитывает свою душу солью. Хранит ее в свежести и чистоте. Сообщает ей неповторимый вкус, уникальность в глазах Бога. И наоборот. Слишком трепетное отношение к собственным хотениям, потакание своим слабостям, культивирование различного рода душевных и телесных удовольствий, приводит в результате к тому, что душа начнет портиться, гнить. Она теряет для Бога ценность и уникальность, становится пресной и безвкусной. Для того, чтобы описать это состояние Спаситель использует еще один очень красноречивый образ. Геена. Так называли огромную свалку, которая располагалась в долине Еннома близ Иерусалима. Здесь сжигали бытовой мусор, а также мертвых животных. Огонь горел постоянно. Жуткий смрад и нечистота, – вот с чем ассоциировалось это место. Геена поглощает того, кто невнимательно и безразлично относится к своей внутренней жизни.

Дай же нам, Господи, мудрости и мужества не потерять в погоне за собственным «хочу» свою бессмертную душу. Пусть среди бесконечных соблазнов этой жизни она сохранит свою уникальность, свежесть и чистоту.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (44 оценок, в среднем: 4,95 из 5)
Загрузка...