2016-12-24

Евангелие от Луки: XIII, 18-29 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться
438px-Mosaikikon_Bode_Berlin_2

Мозаичная икона Спасителя. 1100—1150 гг., Берлинский музей Боде.

Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 18-29.

18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.
20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.
23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Часто бытовая жизнь воспринимается человеком как непрестанный и неизбывный труд. С тех пор, как Бог сказал Адаму, что он будет есть хлеб свой в поте лица, человек вынужден непрестанно трудиться, обеспечивая себя. Один из писателей начала 20-го века назвал такое состояние “быть в батраках у жизни”. Но можно ли сказать то же самое о жизни религиозной? Многим ответ покажется очевидным, и это при том, что он будет диаметрально противоположным. Например большинством наших соотечественников религиозная жизнь не воспринимается как действительно трудная, потому что утверждая, что Бог у них в душе, они обычно ни чем этого не проявляют, не прикладывают никакого труда, к тому, чтобы это действительно было так. Но даже если трудность видится, она зачастую сводится к исполнению дисциплины, к вычитыванию молитв и строгому соблюдению поста. Это то, чего бояться, когда объясняют свою нецерковность. В то же время совершенно очевидно, что когда Христос говорит о тяготах последних времен, Он, конечно же, имеет ввиду не это. Первое и самое важное, что делает настоящую религиозную жизнь трудной – это верность Богу в исполнении Его заповедей, заповедей любви к Богу и ближнему. Заповедь о любви трудна потому, что для того, чтобы ее выполнить, надо пойти против себя и против духа мира сего, победить самость и ложный стыд за собственные христианские поступки.

Предупреждая учеников о последних временах, Христос призывает их восклониться, т.е. буквально разогнуться, выпрямится и поднять голову, когда они увидят исполнение Его сказанного. Из этих слов видно, что жизнь учеников в последние времена окажется настолько тяжелой, что они буквально согнутся под ее тяжестью. Конечно – это образ, но образ достаточно красноречивый…

Но почему же они должны восклониться? Что поможет им преодолеть эту тяжесть? Знайте, говорит Он, что “приближается избавление ваше”… Очень важно правильно уловить смысл этих обнадеживающих слов и расслышать, что именно говорит Христос. Он не говорит, что близок конец света или, что близок антихрист… Он говорит: «Поднимитесь и выпрямитесь, ибо близко Царствие Божие». Ужасы и трудности последних времен будут, но Христос акцентирует внимание на другом… Он подчеркивает, что ожидание христиан это не ожидание трудностей, но ожидание радостной встречи с Ним.

К кому же обращены эти слова? К тем кто слушает Его? Но не ясно, как же можно было говорить с ними о последних временах, если после этих слов прошло уже почти две тысячи лет? Если же это говорилось будущим поколениям, то как говорится, что «род этот не прекратится, как все это будет?» Считается, что как в этом, так и в некоторых других местах Священного Писания, имеет место пророчество двойного действия, то есть пророчество, которое относится и к непосредственным слушателям и к тем, кто будет жить в последние времена. Действительно, многие из тех, которые слушали Его тогда, могли столкнуться с первыми гонениями так, что слова евангелия исполнились буквально. Однако, говоря о роде, который не прекратится, пока не исполнятся эти слова, Христос мог говорить о верующих и верных Ему людях… о тех, кто из года в год и изо дня в день остается христианином в мыслях и действиях несмотря ни на что. О том, что они будут во все времена и до самого Его пришествия, Он говорит с такой силой, что Его слова оказываются крепче неба и земли, того, что во все времена представлялось самым непоколебимым…

 

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (40 оценок, в среднем: 4,83 из 5)
Загрузка...