Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 23-28
Только что мы услышали историю об исцелении бесноватого. Каждая деталь этого рассказа интересна сама по себе и может многое нам открыть. А потому присмотримся к тексту внимательнее.
Мы сейчас даже не представляем масштабов той власти, которую нечистый имел над миром до пришествия Христа. И природа и люди тяжко страдали в этом рабстве. Косвенно на его масштабы указывают наши сказки, мифы и легенды. В каждом лесу жил леший, в каждом озере – водяной, в морях – русалки, в избе – домовой и т.д. Все это смягченное, адаптированное для детского восприятия отражение реальности тотального господства дьявола над материей. Не случайно Сам Спаситель называет его «князем мира сего». Одно из самых страшных проявлений этого господства – паразитирование, в том числе и на человеке. Подчинение себе его воли, его чувств, его тела. Один из христианских толкователей, Феофилакт Болгарский, так говорит об этом: бесы «плотолюбивы», они «привыкли услаждаться веществом», а потому, когда не живут в телах, то, как бы, терпят большой голод, ведь они не могут заниматься своим любимым делом – причинять страдание живому существу. От этого они страдают сами. Именно поэтому бес вопит, когда Господь изгоняет его из бедняги.
Это чудо настолько потрясло окружающих, что, по словам Евангелия, они оцепенели от ужаса. Почему? Изгнание нечистого из человека было для людей той эпохи не в диковинку. Поэтому в иудейской традиции, как и во многих других, существовали, как бы мы сейчас сказали, экзорцисты. Однако все они совершали изгнание бесов при помощи довольно продолжительных заклинаний и разного рода манипуляций. При этом никто из них не предлагал гарантированного результата. Все понимали, что изгоняет нечистого не человек, а Бог по молитвам человека и по Своему личному усмотрению. А здесь изгнание всего лишь одним словом, прямо на месте, без всякого обращения к Небу, без всяких предварительных подготовок и призывов помощи Божией. Какую огромную власть нужно иметь для этого!? Только ту, которой обладает один Творец.
На эту же исключительность Христа указывает и сам бес. Он называет его «Святый Божий». Это не простое выражение. Если обратиться к языку оригинала, то станет очевидно, что нечистый отличает Его святость от святости других праведников. Выражение «Святый Божий» – прямое указание на то, что Иисус обладает той же святостью, а, следовательно, силой и властью, что и Бог.
Несмотря на то, что лукавый сказал правду, Господь заставляет его замолчать. Зачем он это делает? По одной простой причине: Он показывает окружающим, что с нечистым категорически нельзя входить ни в какой контакт. Даже если он не лжет и излагает факты достоверно, это всего лишь хитрая уловка, чтобы втереться к человеку в доверие, а после, постепенно подливая в правду по капле лжи, заморочить ему голову и погубить.
С приходом Христа лукавый потерял те силы, которые имел. Теперь он приходит лишь туда, где человек всячески противится Евангельскому учению. Это та малая власть, которая у него осталось и которой его наделяет сам человек. Поэтому дай нам, Господи, наполнять свою жизнь Тобою и светом Твоего учения, ведь только там где Ты, обитает подлинная свобода и независимость.