Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 16-26
Перед нами – не просто небольшой евангельский эпизод, а целая драма, стремительно разворачивающаяся на глазах. Некий юноша, видя перед собой известного Учителя и Проповедника, обращается к Нему с благочестивым вопросом: как спастись? В ответ он слышит нечто вполне предсказуемое: исполняй заповеди и спасёшься! Но ведь молодой человек и сам это прекрасно знает – и тут он, совершенно уверенный в собственной праведности, решается взять новую высоту и ещё чуть-чуть улучшить своё духовно-нравственное состояние – чтобы вообще никаких сомнений не осталось – и задаёт роковой для него вопрос о том, чего ему не хватает для совершенства? Роковой – потому что вмиг всё казавшееся непоколебимым здание благочестия юноши рухнуло.
«Хочешь быть совершенным? – задаёт ему вопрос Спаситель – и тут же отвечает: продай своё имение, деньги раздай нищим и следуй за Мной в полную неизвестность».
К такому повороту юноша оказался совершенно не готов. Он искал изящную сахарную розочку, чтобы украсить и без того ароматный тортик своего благочестия – а ему предлагают отправить тортик в помойку и грызть корку сухого хлеба. Юноша уходит с печалью: всё рухнуло, потому что предложенное для него Христом – слишком сурово и категорично. А зачем тогда такие вопросы задавать?…
Но история продолжается, и после фразы Иисуса о нереальности вхождения богатых в Царство Бога теперь уже сами ученики оказываются в полной растерянности. Их шаблонное представление о том, что показателем благорасположения Бога к человеку – это его материальное благоденствие – начинает трещать по швам. Они вообще ничего не понимают, и, потерянные, спрашивают своего Учителя: да кто вообще может тогда спастись? В ответ – Иисус поднимает глаза к Небу, к Своему Небесному Отцу, и мы слышим ключевую фразу чтения: человекам спастись самостоятельно невозможно – но для Бога невозможного нет ничего.
В чем же тут драма? – спросит въедливый слушатель. А вот в чем: оказывается, сколько ни предпринимай усилий – результат от них зависеть не будет. Нет никаких гарантий, обязательств Бога по отношению к человеку: если то-то и то-то будет выполнено человеком, у Бога вариантов не остаётся. Бог людям ничего не обязан. Это – Его мир, Он в нём – полновластный Хозяин. Человек не вправе от Него требовать чего бы то ни было.
Что же, неужели действительно всё так грустно? Отнюдь! Своими словами Христос призывает учеников к очень важному поступку: перестать слишком серьезно относиться к своему благочестию и научиться давать место Богу. Он вовсе не призывает ничего не делать или же дерзко грешить: нет, гаммы надо играть, и тот, кто их много играет, скорее всего лучше выступит на концерте. Только не надо думать, что раз твои пальчики уже шустро бегают по клавишам, ты уже стал великим композитором и победа на конкурсе тебе обеспечена.
Все наши дела благочестия – какими бы великими они ни выглядели в наших глазах – всего лишь разминка, зарядка для души. Это – движение от нас – к Богу. Приуготовление самой главной Встречи в нашей жизни: движения от Него – к нам. И мы никогда не поймём Его логики, почему Он то медлит, то внезапно обрушивает на нас в изобилии Свою милость. Да разве это главное? Куда важнее то, что Он нас – действительно любит. Очень и очень сильно. Несмотря на то, как мы отвечаем на эту любовь. И об этом – хорошо бы нам никогда не забывать!…