Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 9-13
![протоиерей Павел Великанов](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Pavel-Velikanov-1024x696-240x240.jpg)
Среди множества совершенных Иисусом Христом исцелений сегодняшний случай поначалу не кажется каким-то особенным. Но это не так: ведь именно после него фарисеи начинают сплетать заговор, который в итоге и пригвоздит Спасителя ко Кресту. Перед нами Иисус не просто нарушает закон субботнего покоя – но ещё и грамотно обосновывает Свой поступок. А это – уже куда серьезнее, нежели чем просто переступание закона.
Суббота для иудея – ключевой религиозный идентификатор. В прямом смысле ради соблюдения субботы правоверный еврей был готов отдать жизнь – чем и цинично пользовались римские полководцы во времена военных действий.
На этом фоне взять и так откровенно, при всех, нарушить субботу – значит, пойти против принятых в обществе основ. Перед нами – прорыв сквозь плотную пелену ритуального закона к смыслу религии, к ее содержанию: Бог ищет не «умягчающих Его гнев» ритуалов, а живого, любящего, болезнующего человеческого сердца.
Спаситель обосновывает Свой поступок по всем правилам раввинской риторики. Он приводит случай, предусмотренный законом: если животное упало в яму в субботу – ему дозволялось оказать помощь, чтобы оно не погибло. И далее Он совершает классический риторический ход – «от меньшего к большему»: если можно нарушить субботу ради жизни какого-то барана – то чем же человек хуже бессловесного скота? На такой аргумент, выстроенный по всем принципам спора, фарисеям ответить уже было нечего.
Вывод, ради которого и всё происходило, предельно краток: можно и нужно и по субботам делать добро. И не только по субботам. Вообще, в любое время, в любом месте делать добрые дела – правильно. Если мы видим чью-то нужду и боль, и можем помочь – но не делаем этого – мы совершаем зло, даже если с формальной стороны ничего не предпринимаем.
Как часто на исповеди мы говорим о своих грехах – неправильных поступках – и как редко можно услышать о том, что множество возможностей помочь, поддержать, утешить – проплывают мимо нас, и мы их даже не замечаем!
Конечно, не надо с одержимостью повсюду искать, где бы чего такого доброго сделать – и в этом надо ввериться водительству промысла Божия. Наша задача – быть внимательными к тем подсказкам, которые щедрой рукой рассыпает вокруг нас Бог – но взять их либо пройти мимо – зависит уже только от нас!