Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 9-15
Отрывок, который мы только что услышали, повествует о начале проповеди Иисуса Христа. Согласно церковному преданию, когда Спасителю исполнилось 30 лет, Он пошел на реку Иордан для того, чтобы принять крещение от Иоанна, которого в народе прозвали Крестителем. Что это был за обряд? Иоанн призывал людей к покаянию, то есть глобальному изменению образа жизни и самого образа мыслей. По его словам, это было необходимо для того, чтобы узнать и принять Мессию, Который вот-вот и должен прийти. Если человек откликался на этот призыв, Иоанн принимал его исповедь, а затем погружал его в воды Иордана. Это омовение было символом очищения человека от греха и его готовности стать участником Царства Мессии.
Зачем же Иисус, Бог, Который сотворил наш мир, Существо святое и безгрешное принимает участие в этом ритуале? Дело в том, что к Иоанну стекалось большое количество народу. Ему верили, его уважали, к нему прислушивались. Именно Он в народном сознании был тот, кто должен указать на Избранника. Таким образом, Господь принимает крещение для того, чтобы при помощи Иоанна заявить Своим единоплеменникам о Своем мессианстве и начать проповедь Евангелия. Теперь в сознании евреев Его слова будут легитимны. К Нему будут относиться не как к самозванцу, а, по меньшей мере, как к преемнику великого пророка.
После крещения Христос идет в пустыню для того, чтобы провести там продолжительное время в молитве и воздержании. Несмотря на то Евангелие от Марка говорит совсем немного об этом периоде, это очень важный момент священной истории. Пост длился сорок дней и был очень изнурителен для Христа как человека. Именно этим воспользовался лукавый, чтобы соблазнить Спасителя. Ведь человеку свойственно поддаваться на искушения, когда он находится в состоянии крайнего физического истощения. Однако Господь показывает нечистому, что под покровом Его человеческого тела, души и ума, скрывается нечто, что придает Ему силы подняться над всеми физиологическими процессами и с легкостью преодолеть соблазны. Видимо, эту силу испытал на себе не только сатана, но и звери, которые жили в тех местах и которые потянулись к Господу, почувствовав, что к ним пришел Тот, Кто является Творцом этого мира и их любящим Отцом. Поэтому и говорит Евангелист, что Он «был там со зверями». Заканчивается этот сорокадневный период явлением славы Христа, Который Своей победой над лукавым, немощью человеческого тела и души, явил Свою Божественность. Именно на это намекают слова о том, что Ему служили ангелы.
Эти два эпизода подводят нас к важному выводу. Если безгрешный Господь смирился и подчинил Себя современной Ему религиозной традиции с ее правилами и обрядами, хотя и не имел в этом особую нужду, тем более мы не должны пренебрегать различными Церковными установлениями. Стараться принимать участие в богослужениях и таинствах Церкви, ведь как наша душа, так и тело очень сильно в этом нуждаются. Если даже Господь был искушаем сатаной, а также собственной немощью, то и нам следует к этому быть постоянно готовыми. В духовной жизни без трудностей и препятствий невозможно добиться результата. И пусть нас это не смущает и не ввергает в уныние, ведь все мы в силу того, что крещены во Христа, имеем в себе нечто, что поможет нам превозмочь эти испытания и одержать свою пусть и небольшую победу.