Евангелие от Матфея, Глава 16, стихи 24-28
Заключительные слова этого евангельского отрывка довольно непросты для понимания. Если прочитывать их буквально, то они выглядят как непосредственное обетование скорого второго пришествия Христа Спасителя. В истории ранней Церкви были толкователи, которые именно так и понимали эти слова, вместе с таким пониманием они проповедовали близкую кончину видимого мира. Но время показало несостоятельность буквального прочтения: все те люди, которые были свидетелями слов Христа, умерли, то есть вкусили смерть, а Сын Человеческий так и не пришёл второй раз. Конечно, если настаивать на буквальном значении этой фразы в смысле скорого Второго пришествия, то она может стать причиной соблазна и привести к утрате веры не только в богооткровенность и истинность Евангелия, но и в Самого Христа Спасителя как историческую личность.
Отвергнуться самого себя, взять крест, пойти за Христом — невероятно сложно. Мы это знаем. Всегда остаётся в душе место для недоверия: а вдруг, все же, Христос ошибся? Или же ошибся я, когда решил идти за Ним? Христос призывает не заботиться о житейском, но кто из нас может сказать, что его абсолютно ничего не волнует, кроме Царства Небесного? Можно, конечно, заняться самобичеванием, но если внимательно посмотреть на апостолов, то легко можно заметить, что и они далеко не всегда оставались на высоте абсолютного доверия Своему Учителю. Очевидно, что так было и в этот раз: Христос сказал о необходимости отвергнуться самого себя, эти слова нужно было чем-то подкрепить, они не должны были остаться без скорейшего доказательства их спасительности. И Господь даёт доказательство, Он действительно в скором времени предстаёт перед некоторыми из стоявших там грядущим во Царствии Своём. Именно перед некоторыми. Всего лишь перед тремя: перед Петром, Иаковом и Иоанном. На основании евангельского текста довольно сложно определить точное время, но вскоре после беседы о кресте и самоотвержении Христос Спаситель поднялся на гору со Своими ближайшими учениками и преобразился перед ними. Апостолы физически видели Его славу, славу Его Царствия. Это событие Церковь знает как Преображение Господне. О нем говорится в самом начале следующей, 17-й главы. Преображение Господне стало доказательством истинности слов Христа, доказательством того, что в Его словах о спасительном устроении жизни не было ни капли неправды. Конечно, Петру, Иакову и Иоанну было проще: они были свидетелями явления Христа во славе. Нам значительно сложнее, у нас не было подобного опыта. Но у нас есть то, о чем в своё время замечательно сказал другой апостол, тот, который никогда не имел счастья общения со Христом на пыльных дорогах Палестины, — апостол Павел. Вот его слова: «мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12:1).