Писательница-эмигрантка Зинаида Шаховская, на склоне лет вспоминая о своём браке с художником Святославом-Малевским-Малевичем, сказала: «Мы соединились и были счастливы по милости Божией». Тяготы жизни вдали от родины, скитания, война только укрепили любовь между супругами.
Зинаида и Святослав были детьми эмигрантов, во время Гражданской войны покинувших Россию и осевших в Париже. Зинаида училась на медсестру. Святослав завершал обучение в училище коммерции. Молодых людей в 1926 году в Париже познакомил общий приятель. Сначала Святослав показался девушке меланхоличным красавцем, сдержанным и холодным. А она ему — слишком самоуверенной. И всё же молодые люди быстро прониклись друг к другу взаимной симпатией. Спустя несколько дней после знакомства Зинаида уже получила от Святослава записку с приглашением на прогулку в Люксембургском саду. Они полюбили друг друга. И уже через три недели Святослав предложил Зинаиде руку и сердце. Зинаида ответила «да». «Серьёзные, взволнованные и счастливые, мы, словно помимо нашей воли, взяли на себя обязательство связать наши жизни», — вспоминала она. Зинаида и Святослав обвенчались 21 ноября 1926 года на Сергиевском подворье в Париже. Таинство совершал протоиерей Сергий Булгаков. После свадьбы супруги переехали в Брюссель.
Зинаида и Станислав были очень разными. Она — общительная, жизнерадостная, прагматичная. Он — замкнутый, склонный к пессимизму и одновременно мечтательный. Но различие в характерах не мешало их браку.
После свадьбы супруги оказались в тяжёлом положении: эмигрантам, да ещё и без опыта работы, трудоустроиться было нелегко, денег не хватало, перспектив никаких. В этот момент Святослав, который только закончил коммерческое училище, принял предложение отправиться представителем бельгийской фирмы в колониальное Конго. Эта полуторогодичная командировка в африканскую страну не только помогла супругам уйти от бедности. Непривычный климат и еда, опасные дикие звери и неизвестные европейцу болезни — совместное преодоление этих трудностей, по воспоминаниям Зинаиды, сблизило их со Святославом.
В 1930-е годы супруги стали активными участниками политической жизни Парижа, а когда началась война с Германией, без колебаний заняли антифашистскую позицию. Святослав сражался в ополчении, а Зинаида стала сестрой милосердия и участником французского сопротивления. Неведомыми путями супруги отправляли друг другу письма, но когда ополчение было эвакуировано в Великобританию, связь между ними прервалась. В этот момент Зинаида особенно сильно почувствовала, насколько важен для неё Святослав.
В 1942 году Зинаиде удалось выбраться в Великобританию, и с тех пор супруги больше не расставались. Она работала журналисткой, а затем редактором журнала «Русская мысль». Святослав после войны посвятил себя искусству, спустя годы он стал известным художником. Супруги помогали друг другу. Зинаида занималась организацией выставок картин мужа. А он выполнял обязанности администратора в журнале.
Зинаида и Святослав были счастливы. Единственное, о чём они скорбели, — отсутствие детей. Свою печаль они преодолевали совместной каждодневной молитвой. В одном из стихотворений Зинаиды, посвященных мужу, есть такие строки:
Тишиной я становлюсь,
Богу тишиной молюсь.
Отдыхаю, отдыхаю,
Тишина — дорога к раю.
После кончины Святослава Святославича в 1973 году Зинаида в своих молитвах продолжала общение с супругом. Она обращалась к Богу теперь и за себя, и за мужа, прося о том, чтобы в конце концов соединиться с ним в Небесном царстве.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница