Верхотурье – духовный центр Урала и Западной Сибири, земля, где сосредоточены великие православные святыни, где жили многие подвижники веры Христовой. Здесь почивают мощи святого праведного Симеона Верхотурского, который, скрывая от мира свое боярское происхождение, зимой шил для крестьян шубы, а летом удалялся от людей для уединенной молитвы С именем праведного Симеона связано имя и другого сибирского святого - Космы Верхотурского.
Блаженный Косма родился в конце XVII века в семье простых горожан. От рождения он страдал болезнью ног, и мог ходить только с помощью костылей. Жил он вместе со своими родителями и братьями в заречной части города Верхотурья. Как-то родные Космы стали замечать, что он встает около часу ночи и куда-то уходит. Принялись расспрашивать - Косма только отговаривается, так толку от него и не добились. А Косма между тем каждую ночь спешил на свое любимое место к Троицкому собору, где вставал на молитву.
Блаженный Косма известен также тем, что при всей своей немощи участвовал в перенесении святых мощей сибирского угодника Божия, праведного Симеона, из села Меркушинское в Верхотурский Николаевский монастырь.
Верхотурье. 1704 г.
1-й крестьянин:
Слыхал, Митрич, какое чудо у нас случилось?
2-й крестьянин:
Не, не слыхивал. Я только вчерась воротился с промысла.
1-й крестьянин:
Намедни в наш Верхотурский Николаевский монастырь перенесли святые мощи угодника Божия Праведного Симеона. 60 верст шли мы от Меркушино.
2-й крестьянин:
Да… путь не малый.
1-й крестьянин:
Не малый, но и благодать Господь посылает не мерою. Шел рядом со мною наш Косма юродивый на костыликах своих. И сильно уставши, начинал просить он угодника: «Брате Симеоне! Давай отдохнем…» - и после того никакая сила не могла сдвинуть гроб с мощами с места. И так три раза стояли!
2-й крестьянин:
Да… Дивен Бог во святых своих. Видно, правду народ говорит, что Косма наш юродивый - праведник великий!
Устное сказание об этом чуде подтверждается тем, что на некоторых древних иконах, где запечатлено перенесение мощей праведного Симеона, есть изображение юродивого с костылями. Так своей хромотой и мнимым безумием Косма прославил великого угодника Божия Праведного Симеона. Там, где блаженный Косма делал остановки, были впоследствии поставлены часовни и церковь.
После смерти блаженного Космы у могилы, где он был похоронен , забил родничок с чистой и вкусной водой. Этот источник народ так и прозвал – «слезы Космы юродивого».
В 1920 году, чтобы спасти останки блаженного Космы от поругания безбожниками, монахини Свято-Покровского женского монастыря, тайно перезахоронили их возле алтаря Верхотурской кладбищенской церкви. Но люди узнали об этом, и в продолжении 70 лет паломники с благоговением брали землю с могилы блаженного Космы.
В1995 году на светлой седмице мощи блаженного Космы Верхотурского по благословению Преосвященнейшего епископа Никона были перенесены в Свято-Покровский женский монастырь.
В 2003 году на том месте, где молитвами блаженного Космы во время крестного хода останавливались мощи праведного Симеона, был основан монастырь - Свято-Косминская мужская пустынь. Братия в нем живет по строгому афонскому уставу, согласно которому женщинам входить на территорию пустыни запрещено. Ковчежец с частицей мощей блаженного Космы монахи иногда выносят в комнату для гостей, чтобы и сестры могли приложиться к честным останкам святого.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.