Наверное, всякий, кто хотя бы раз бывал в Греции, слышал имя святого Иоанна Русского. Его икону можно найти почти в каждом храме, а о самом святом и его чудесах с легкостью расскажет случайный прохожий, а может быть, таксист, и уж обязательно – экскурсовод.
Сегодня храм в честь святого на острове Эвбея собирает множество паломников со всего мира, и с каждым годом все больше и больше людей приезжают из России, чтобы поклониться самому почитаемому в Греции русскому святому.
Иоанн Русский не был ни монахом, ни даже священником. Не был он и ученым богословом, и никогда не планировал посвятить свою жизнь служению Церкви. Мы не знаем, что он планировал, или чего хотел, но нам доподлинно известно то, что он со смирением принял тот промысел, который ему уготовил Господь.
Его история начинается в 1711 году, когда русская армия под командованием Петра Великого совершила свой не самый успешный Прутский поход –против Османской империи. В возрасте 21 года Иоанн, вместе со многими другими русскими солдатами, попал в плен к туркам. Скитания по невольничьим рынкам привели его в Каппадокию, в небольшое селение Прокопион, где, в числе рабов местного военачальника, Иоанн явил всем свою святую жизнь.
Разумеется, для пленивших его Иоанн был не только солдатом вражеской армии. Он был неверным. Побои, издевательства, подчас самые страшные и невыносимые, терпел и он, и те, кто был взят в плен вместе с ним. Стоит ли говорить, что многие сдавались – ведь гнев мучителей сменялся на милость, если пленники принимали ислам. Их не только переставали унижать, более того, их лишали оков, наделяя всеми правами, которые имело мусульманское население Османской Империи. А рабство означало только одно – медленную и мучительную смерть.
Иоанн оставался непреклонен. Он не роптал, а тем, кто пытался убедить его отречься от Христа, он отвечал: «Христианином я родился, христианином и умру».
Шли годы. Иоанн прислуживал в одном из богатых домов в Прокопионе. Постепенно все домочадцы свыклись с тем, что русский пленник – христианин. Прекратились побои, насмешки. Другие слуги в доме не могли не заметить незлобия Иоанна. Он будто бы не помнил всего того зла, что ему причинили, а, напротив, всегда был готов прийти на помощь. О том, как Иоанн исполнял все вверенные ему обязанности, вскоре узнал и его господин. Однажды его жена сказала ему…
Жена:
Помнишь того христианина по имени Иоанн? С тех пор, как он работает у нас, нам не в чем его упрекнуть. И, говорят, он не ест почти, а все, что мы ему даем, раздает своим единоверцам. Они в условленное время приходят к нему.
Господин:
Я знаю. Но и это я готов простить Иоанну. Он любит своих братьев по вере, а я ни в ком я еще не видел такой самоотверженной любви.
Жена:
Пора бы забрать его из конюшни. Такой хороший слуга не помешал бы нам в доме.
Господин:
Я предлагал ему, но он предпочел остаться на конюшне. И я позволил ему. Я сказал тогда: «Иоанн, я столько зла причинил тебе, столько побоев и поношений ты претерпел в моем доме, но ни разу не слышал я от тебя ропота. Наоборот, ты служил мне, как никто другой не служил. В чем же дело?» А он ответил…
Иоанн Русский:
Послушай, господин. Если Бог мой повелел мне быть здесь, умереть рабом на чужбине, значит на то Его святая воля. Значит так нужно для меня, и я не буду роптать. А еще в нашем Писании сказано, что мы должны повиноваться своим господам со страхом и трепетом, служа с усердием, как Господу, а не как человекам. Но прошу тебя оставить меня здесь, чтобы я мог в уединении молиться.
Господин:
Итак, я вынужден был его оставить. Он спит там на земле, впрочем, говорят, что и не спит вовсе, а всю ночь стоит на коленях в молитве. И знаешь, я слышал, что в молитвах своему Богу он поминает и нас, и нашу семью.
Так завоевал Иоанн расположение семьи своего господина – трудом и исполнением заповедей. Каждую субботу он приходил в местный православный храм, и там причащался Святых Христовых Таин.
Люди разной веры – турки, греки, армяне – шли к Иоанну за помощью, и находили ее. Иоанн же в простоте сердца молился за всех. Пребывая в вольной нищете, Иоанн кормил нищих, помогал нуждающимся и больным. Уже при жизни он сотворил много чудес, о которых свидетельствовали как христиане, так и мусульмане.
В 1730 году Иоанн заболел, и, причастившись перед смертью, 27 мая мирно отошел ко Господу. После смерти Иоанна его господин сам позвал православных священников и распорядился, чтобы тело святого было погребено по христианскому обряду. И сам господин, и его семья, и множество христиан и мусульман сопровождали тело удивительного праведника к месту его погребения.
Двадцатый век. Греческое население покидает Каппадокию. Навсегда прощаясь с родными местами, жители Прокопиона забирают с собой раку с мощами Иоанна Русского. К тому моменту святой прославился множеством чудес. Его знали и чтили и в Констанинополе, и на Афоне.
В 1950-х годах в Нео-Прокопионе на Эвбее был построен храм в честь святого, где по сей день покоятся его мощи. Потомки жителей старого Прокопиона бережно хранят историю Иоанна Русского, из поколения в поколение передавая предание о добрых делах и чудесах этого удивительного человека.
Мама приемных детей на колясках
В одной из социальных сетей я познакомилась с мамой троих приёмных детей, двое из которых передвигаются на инвалидных колясках, и захотела рассказать её удивительную историю в эфире.
32-летняя Ольга Комарова встретилась с восьмилетним Сашей неожиданно для себя: пришла в больницу навестить друзей и увидела в кровати под одеялом красивого голубоглазого мальчика, который заливисто смеялся. Это случилось несколько лет назад в Санкт-Петербурге, куда Ольга приехала в гости из Москвы, а Сашу привезли на лечение из пермского детского дома. Молодая женщина всегда с сочувствием относилась к таким ребятам, как волонтёр посещала сиротские учреждения с подарками. Но при встрече с Сашей она испытала непривычные эмоции. «Я сразу поняла, что это мой ребёнок, — вспоминает Ольга. — Не могу объяснить почему, но стоя там, под дверью палаты, я почувствовала: я его заберу».
Ещё не зная, чем именно болеет мальчик, Ольга начала изучать информацию по усыновлению. Позже нашла в Банке данных сирот Сашину анкету и была поражена длинным списком его диагнозов, среди которых есть расщепление позвоночника, и умственная отсталость.
На Новый год и Рождество Ольга улетела в Таиланд, но и там продолжала думать о Саше: планировала совместный отдых, всюду обращала внимание на пандусы для инвалидной коляски. А по возвращении в Москву окончила школу приёмных родителей, оформила необходимые документы и поехала в Пермь за сыном.
В детском доме Ольге сказали: «Не рассчитывайте на то, что Саша сможет учиться и работать». А ещё предупредили, что у мальчика сложный характер. Но приёмная мама даже не подозревала, насколько тяжёлой окажется адаптация. «Первые полгода прошли в режиме выживания», — вспоминает она. Саша устраивал истерики, которые длились от полутора часов до трёх суток!
Однажды Ольга привела Сашу на следж-хоккей — это паралимпийский аналог хоккея с шайбой, и с тех пор спорт стал для него лучшей реабилитацией и дополнительным образованием.
Через два года в семье Комаровых появилась приёмная дочка — малышка Ангелина. Дети похожи внешне, как брат и сестра, оба отказники с рождения, и даже диагноз — патология позвоночника — у них, к сожалению, одинаковый. Но Геля, по словам мамы, — обычный ребёнок, тёплый и ласковый.
Я видела фотографии этой семьи: счастливые дети и заботливая мама, которая носит их на руках! А в 2023 году Ольга Комарова взяла под опеку ещё одну сироту — 16-летнюю Марину.
Все выпуски программы Живут такие люди
Константин и Клавдия Юон
Константина Фёдоровича Юона часто называют художником света, радости и счастья бытия. Его жизнь действительно была счастливой. К Юону рано пришло признание, его картины пользовались большим успехом. Но главным своим счастьем живописец считал семью. С женой, Клавдией Алексеевной, Константин Фёдорович прожил 60 лет. Супруга была его другом, советчиком, верной спутницей и музой. Её образ художник запечатлел на множестве своих полотен. «Она озаряет мою жизнь», — говорил Юон о Клавдии Алексеевне.
Будущие супруги встретились летом 1900-го года в Лигачёво — деревеньке под Москвой. Константин совсем недавно окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но уже был известным мастером. Ещё в студенческие годы о его таланте заговорили. Несколько его картин приобрёл для своей галереи сам Третьяков. В Лигачёво Константин приехал на пленэр — поработать на свежем воздухе. Ему нравилась природа этого места — спокойная, трогательная и очень русская, как говорил сам художник. Однажды утром он вышел с этюдником к реке. Взмахнул кистью, чтобы нанести на холст первые мазки. И вдруг замер. По крутому берегу поднималась крестьянская девушка с коромыслом на плечах. Высокая, статная, с длинной русой косой. Прошла мимо, быстро глянув зелёными, как изумруды, глазами. Улыбнулась едва заметно краешком губ. Нескольких мгновений оказалось достаточно, чтобы Константин полюбил девушку с первого взгляда!
Крестьянку звали Клавдия Никитина. С той мимолётной встречи на берегу симпатичный молодой художник с глубоким, умным взглядом тоже не шёл у неё из головы. Лигачёво — деревня маленькая. Вскоре влюблённые снова встретились. Познакомились. А через несколько месяцев обвенчались.
Брак поначалу пришёлся не по нраву семье Константина. Московский интеллигент и крестьянка! Отец художника заявил, что никогда не благословит этот мезальянс. Он даже перестал разговаривать с сыном. Клавдия чувствовала себя виноватой и очень переживала. Но отчуждение свёкра длилось недолго. Увидев, как искренне молодые люди любят друг друга, какой добрый и кроткий характер у Клавдии, как нежно она заботится о муже, отец изменил своё мнение и примирился с сыном и невесткой.
В Москве супруги поселились на Земляном Валу — там у Константина была квартира. Но большую часть времени проводили в Лигачёво. В деревне Юон много работал. Его вдохновлял сельский быт, уют деревянного дома. На своей картине «Хозяйка» он изобразил Клавдию Алексеевну, наводящую порядок в избе. Летом супруги любили посидеть за вечерним чаем на веранде. Клавдия Алексеевна ставила на стол букет полевых цветов и раскрывала настежь все окна. Этот момент Константин Фёдорович изобразил на своём полотне «Августовский вечер. Последний луч».
Константин Фёдорович и Клавдия Алексеевна многое вместе пережили. Например, смерть сына Бориса. Он родился в 1901 году и трагически погиб в возрасте семнадцати лет. Нередко бывает так, что после потери ребёнка супруги отдаляются друг от друга. Но Юонов общее горе только ещё больше сблизило и сплотило. Всю жизнь они трогательно заботились друг о друге. Один из друзей художника сохранил в памяти трогательный эпизод. Как-то раз они с Константином Фёдоровичем пришли в его московскую квартиру. В подъезде обнаружилось, что лифт не работает. Пришлось подниматься пешком. Константин Фёдорович был уже стар и очень болен. Перед дверью квартиры он долго не мог отдышаться и сетовал, что если жена узнает, то будет очень переживать и волноваться за его здоровье. Неожиданно Юон увидел на лестничной площадке забытое кем-то ведро. Обрадовался, подошел и ударил по нему ногой. «Пусть Клавдия Алексеевна думает, что мы приехали на лифте, и это хлопнула его дверь», — сказал он.
В 1948 году Константин Фёдорович Юон написал стихотворение «Спутнице и другу», посвящённое Клавдии Алексеевне. Там были такие слова: «Люблю тебя, как прежде, свято».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Иеромонах Сергий (Веснин) и его семья
Авдей Веснин, псаломщик Троицкой церкви села Пищальское Вятской губернии, сиял от радости, принимая поздравления односельчан. У него родился сын! Это счастливое событие произошло 27 августа 1814 года. Уже в девятый раз в избе Весниных подвешивали к потолку детскую люльку. Братья и сёстры окружили колыбель с новорождённым. Каждому хотелось покачать малыша. В простой и уютной домашней обстановке появился на свет будущий духовный писатель, автор увлекательных рассказов о Святой Горе Афон, иеромонах Сергий Веснин. В крещении младенца нарекли Семёном.
Сенюша, как звали его в семье, стал всеобщим любимцем. Зная, что у матери много домашних хлопот, старшие дети с радостью нянчили братика. Но чаще всего маленьким Семёном занимался средний брат Дмитрий. Он рассказывал мальчику сказки, мастерил ему тряпичных кукол. А когда Сенюша подрос и начал самостоятельно ходить, брал с собой на улицу, где вместе с другими сельскими ребятами братья играли в традиционные русские игры — городки или пятнашки.
У отца Семён учился трудолюбию. Авдей, в свободное от церковного служения время, плотничал. И сызмальства приучал младшего сына к ремеслу. Сенюша помогал отцу в мастерской: подавал инструменты, подметал опилки. Был у Весниных и небольшой земельный надел, где они выращивали хлеб. Летом вся семья ходила убирать пшеницу. Отец и старшие братья жали хлеб. Не отставал и Сеня — он помогал сёстрам и матери вязать снопы. А вечером, после работы, мальчик забирался на печку и, свесив оттуда голову, слушал, как отец читает вслух жития святых. Под негромкий, успокаивающий голос отца мальчик засыпал, и ему снился то храбрый Георгий на быстром коне, то пророк Илия на огненной колеснице.
Авдей Веснин и его супруга — история, к сожалению, не донесла до нас её имени — были людьми хоть и небогатыми, но щедрыми и гостеприимными.
В их доме часто останавливались странники, идущие по святым местам. Один из них — дедушка Андрей — гостил у Весниных по несколько раз в год. Однажды он снова приехал, и вся семья собралась послушать его паломнические рассказы. Был дедушка Андрей и в Киеве, и в Троице-Сергиевой Лавре, и даже в Иерусалиме. И завязался у них с Авдеем спор о том, в каком монастыре лучше спасаться монаху. Сеня внимательно слушал, и вдруг возьми, да и скажи: «А я, если в монастырь пойду, то в самый уединённый!» Дедушка Андрей посмотрел на мальчика и с улыбкой сказал: «Эх, дитё, да ты, никак на Афон собрался!» И повёл рассказ о Святой Горе, где тоже не раз бывал. Семён вспомнит этот вечер в родительском доме, когда тридцатилетним монахом, постриженным с именем Сергий, он приедет на Афон, чтобы надолго там остаться. Это произойдёт в 1843 году. А пока, после историй дедушки Андрея, он всё представлял себе удивительную гору в далёкой стране, окружённую морем, на которой живут одни только монахи.
Спустя некоторое время матушка сильно захворала. Семён не отходил от неё ни на шаг. Заваривал питьё из целебных трав. Сидел рядом и о чём-нибудь рассказывал, чтобы развеселить больную. Отлучался он только на время занятий — отец, грамотный и начитанный человек, сам готовил сына к поступлению в духовное училище. И вот, через несколько лет, когда Семёну исполнилось одиннадцать, пришла пора ехать. Мать напекла ему в дорогу пирогов и пышек. Телега, увозящая его в новую жизнь, тронулась. Родительская изба удалялась, и в груди у мальчика что-то болезненно сжималось. Сердце не обмануло. Семён перешёл на третий курс училища, когда пришла горькая весть о смерти отца. А через несколько месяцев скончалась и матушка. О том, как велика была его боль от потери родителей, которых он нежно любил, иеромонах Сергий Веснин рассказывал братии скита Старый Русик на Афоне, где он жил. По свидетельствам очевидцев, слёзы текли по его лицу, когда он вспоминал своих отца и мать. «Добрые мои старики», — так он их называл.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен