В шестом веке от Рождества Христова жил на Ближнем Востоке благочестивый юноша Софроний. Само имя его означает «целомудрие». С юности блаженный Софроний жил согласно своему имени, любя премудрость духовную и сохраняя чистоту телесную. Софроний изучил греческую философию, но этого ему показалось мало, и он начал обходить монастыри, собирая и впитывая духовную премудрость.
В одной из обителей он познакомился с монахом Иоанном Мосхом. Они стали вместе ходить по монастырям, записывая поучения и жития святых отцов в особенную книгу. Потом эту книгу назвали Лимонарь, что в переводе означает «луг», но чаще ее называют «Луг духовный». А трудолюбивых братьев во Христе стали сравнивать с пчелами, собравшими мед бесценной духовной мудрости. В путешествии Софроний и Иоанн провели несколько лет. Они обошли пешком все знаменитые монастыри и пУстыни Сирии, Палестины, Египта.
Однажды Софроний Премудрый тяжело заболел, ему казалось, что он умирает. Софроний принял монашеский постриг, после чего быстро пошел на поправку.
Когда в Египте распространилась ересь, то есть неправильное учение о Христе, то оба друга, Иоанн и Софроний, мудрые и начитанные в божественном писании, спорили с еретиками и разбивали их доводы. За это святейший патриарх Александрийский Иоанн Милостивый очень благоволил к мудрым странникам.
Один горожанин:
Нет на земле лучше нашего Патриарха. Каждую среду и пятницу сидит он при входе в церковь и выслушивает каждого, кто к нему обращается. Никому не отказывает в помощи. И даже огорчается, когда никто к нему не подходит с просьбами. Ничего, дескать, не нашел смиренный Иоанн, ничего не принес Богу за свои грехи.
Второй горожанин:
Как можно огорчаться из за такого пустяка? Другой бы радовался, что никто ему не докучает.
Один горожанин:
Нам, простым и грешным людям, этого не понять. Но и друзья патриарха, Софроний и Иоанн, тоже утешают его, я сам слышал, как они говорили: «Право, отче, тебе нынче надо веселиться, потому что твои овцы живут мирно без раздоров и ссор, как ангелы Божие».
Второй горожанин:
Видно, очень любит наш Патриарх этих странников!
Один горожанин:
Да. И есть за что. Они мудры, духовно богаты, открыл им Господь разум понимать Слово Божие и толковать его правильно, стали они настоящими помощниками нашему Патриарху Иоанну Милостивому.
Но вскоре в Египте началась война. Чтобы не попасть в плен к иноверцам, святые друзья отправились в Рим. В пути умер Святейший Патриарх Александрийский Иоанн Милостивый, в Риме скончался Иоанн Мосх. Перед смертью он завещал похоронить себя на горе Синайской. Это завещание невозможно было выполнить, так как Синай заняли враги. Тогда Софроний Премудрый перевез тело Иоанна Мосха в Иерусалим, похоронил его и остался жить в этом древнем городе.
Через несколько лет Софрония избрали Патриархом Иерусалимским. В это время он написал много молитвенных песнопений, которые до сих пор исполняются во всех православных церквях. Тогда же он составил житие Марии Египетской, завершил много богословских трудов.
Но старость его омрачилась бедой. На Иерусалим напали магометане. Под руководством мужественного Патриарха Софрония город держал осаду целых два года. Дольше обороняться было уже невозможно, люди умирали от голода. Святой Софроний договорился с завоевателями, что жители Иерусалима откроют город – при условии, что магометане не будут трогать христианские святыни и не станут убивать горожан. Враги поклялись исполнить договор. Но когда ворота были открыты, завоеватели тут же забыли о своих обещаниях и начали причинять многие беды иерусалимским христианам и осквернять святыни. При виде этого безобразия святой Софроний постоянно плакал и молил Бога забрать его душу. И вскоре был услышан. Как написано в его житии: «Перешел от земного слезного Иерусалима к небесному радостному, в обитель всех веселящихся о Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава во веки».
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 397
Основные темы беседы:
— Присутствие Бога в мире: как его почувствовать, если вокруг происходят страшные события?
— Господь в Евангелии исцеляет человека по вере его близких. Какие задачи в отношении друг к другу этот эпизод ставит перед нами?
— Милосердие на практике: возможность помочь кому-то есть у нас почти в любой момент;
— Как родители могут сочинить настольную игру для своих детей, и что для этого нужно?
— Земные поклоны: зачем их делают и как быть, если делать их... неловко? — Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома».
Чувство полёта в картине Константина Юона «Купола и ласточки»
Константин Юон очень любил Сергиев Посад и часто изображал его в своих работах.
Картину «Купола и ласточки» он написал в 1921 году, когда Православие было объявлено вне закона. Пейзаж напоминает нам, что только с Богом наша жизнь имеет смысл.
— Картина «Купола и ласточки» Константина Юона дарит ощущение полёта. Кажется, что потолок Третьяковской галереи сейчас распахнётся, и ты взмоешь туда, где только птицы купаются в синем небе. Правда, Маргарита Константиновна?
— Да, Наташа, похоже. Такого эффекта художник добился за счёт оригинального ракурса. Мы видим церковные купола так близко, как будто парим вокруг них вместе с ласточками. И зелёные крыши домов остались далеко внизу.
— Интересно, как художнику удалось написать храм с такого труднодоступного ракурса?
— Он работал на колокольне Троице-Сергиевой лавры. Это вид на Успенский собор, расположенный в нескольких метрах. С этой точки Юон писал один единственный раз. «Купола и ласточки» выбиваются из ряда его картин, посвящённых Сергиеву Посаду.
— Юон часто изображал этот город в своих работах?
— На протяжении всей своей жизни. Художник очень любил Сергиев Посад, называл его сказочно прекрасным. В своем дневнике рассказывал, как был потрясён, когда приехал туда в первый раз. Панорама, которая открылась перед художником, оказалась такой выразительной, что в большинстве своих работ он изображал город со стороны вокзала. Воссоздавал своё первое впечатление, хотел показать, каким Посад открывается путешественнику.
— Один и тот же вид рисовал?
— На всех работах Константина Юона, посвящённых Сергиеву Посаду, узнаваем самобытный ансамбль Троице-Сергиевой лавры. Но при этом каждая картина уникальна. Живописец стремился остановить мгновение в его неповторимости. Он рисовал людей на улицах, показывал стремительно текущую жизнь с её хлопотами и одновременно — растворённые в этом потоке приметы вечности.
— Приметы вечности?
— Всё то, что напоминает человеку о Боге — небо, солнечный свет, церкви, увенчанные золотыми крестами.
— Картина «Купола и ласточки» вся состоит из таких примет. На ней нет людей, только небо, церковные маковки и птицы.
— И это неспроста. «Купола и ласточки» Константин Юон написал в 1921 году, вскоре после того, как в Троице-Сергиевой лавре прекратились богослужения. Православие было объявлено вне закона. И художник в своей картине дал понять, что не согласен с этим.
— Поясните, пожалуйста, Маргарита Константиновна, как он это дал понять?
— Посмотри, Наташа. Полотно поделено на две части по горизонтали: внизу — город, над ним — чистый голубой небосвод. А на переднем плане — церковные купола. Четыре ослепительно белых, со звёздами, и центральный, сияющий золотом. Они стоят на крепких барабанах и тянутся ввысь ажурными тонкими крестами. Словно соединяют воедино два измерения: землю и небо, короткое человеческое бытие и пространство Бога. Так художник показал, что только с верой, только в Церкви жизнь обретает смысл.
— Хотела бы я побывать в Троице-Сергиевой лавре, подняться на колокольню, посмотреть, что изменилось с тех пор, как Юон написал свою картину.
— Кое-что изменилось. Купола Успенского собора, например, теперь не белые, а синие — они поменяли цвет во время очередной реставрации в середине двадцатого века. Но главное осталось неизменным. Старинный монастырь по-прежнему даёт возможность подняться над суетой. Дарит душе чувство полёта, которое образно показал Константин Юон в своей картине «Купола и ласточки», одном из ярких шедевров Третьяковской галереи.
Мощь веры во Христа в красках Василия Сурикова
С Богом мы всегда побеждаем, что бы ни случилось!
Художнику Василию Сурикову в своей картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста» удалось показать силу и мощь веры во Христа.
— Добрый день! Покажите, пожалуйста, поближе репродукцию картины Василия Сурикова. Это типографская работа?
— Печать на холсте. Но в нашем салоне художник может выполнить копию маслом. Работу, которую вы попросили показать, часто заказывают, хотя она сложная по сюжету. Я даже её название никак запомнить не могу, столько в нём незнакомых имён.
— Да, название непростое. Полностью оно звучит так: «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». В этих словах кратко описано событие из библейской книги Деяний святых апостолов.
— А что это за событие? Хотелось бы узнать о нём подробнее.
— Пожалуйста, я могу рассказать. Главный герой картины Василия Сурикова — апостол Павел, находится под арестом по обвинению иудеев. Вот он, справа, в сером хитоне из грубой ткани, что-то говорит судьям, протянув руку вперед.
— А в чём его обвиняли?
— Иудеи считали, что проповеди апостола настраивают еврейский народ против его религиозного закона. Они поклялись убить Павла и непременно сделали бы это. Но он был гражданином Рима, и судить его мог только представитель римского императора в Иудее. Эту миссию выполнял упомянутый в названии картины проконсул Фест. Он держал Павла под стражей. Заключение не только лишало апостола свободы, но и спасало от мести иудеев.
— А где на картине проконсул Фест?
— В центре полотна, лицом к зрителю, в красно-белых одеждах, с золотой цепью на шее — символом римской власти.
— Как настороженно прислушивается Фест к словам Павла.
— Фест был язычником. Всё, что говорил апостол, звучало для него более чем странно. По речам Павла проконсул понимал, что перед ним человек умный и образованный, но не мог принять его слова о Воскресении Христа. Наверное, именно с таким выражением лица, как на картине Василия Сурикова, Фест сказал проповеднику: «Безумствуешь ты, Павел! Большая учёность доводит тебя до безумия!».
— А кто на полотне изображён на троне, с золотой диадемой на голове?
— Иудейский царь Агриппа. Он правил вместе со своей сестрой Вереникой, которую мы видим сидящей по левую руку от Феста.
— Красавица Вереника явно скучает. Видимо, ей не интересны богословские споры. А вот Агриппа настолько внимательно слушает Павла, что весь подался вперед.
— Агриппа воспринял разговор с апостолом, как словесный поединок. Фест пригласил царя на суд как эксперта. Сам проконсул считал христианство разновидностью иудейской веры, в которой тоже не разбирался. А еврейский монарх был знатоком библейских книг. И Василий Суриков показал, что в первую очередь к Агриппе Павел обращает свою речь. Фигуры иудейского монарха и христианского апостола — ключевые на этой картине.
— И как протекал их спор?
— Павел говорил настолько последовательно, убедительно и логично, что царю нечего было возразить. Он мог опровергать слова подсудимого, но не пророков, которых тот цитировал. А древние праведники свидетельствовали о Спасителе мира, которому надлежит быть Распятым и Воскреснуть. В ответ на пламенную проповедь апостола Агриппа лишь обронил иронично: «Ещё немного, и ты убедишь меня стать христианином»
— То есть, победа была за Павлом?
— Победил Спаситель, и не в споре, а в противостоянии злу. А Павел причастен к Его Победе, и тем силён. Василий Суриков сумел показать эту мощь в картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». Босой, в простой одежде, стоит христианин перед судьями. Но несомненная вера во Христа читается в его взгляде и жестах и преображает облик в образ победителя.
— Потрясающая картина! Я столько раз держала в руках её копию, а так бы хотелось увидеть оригинал!
— Думаю, это не составит особого труда! Полотно Василия Сурикова хранится в Третьяковской галерее.