Переяславская обитель святых Бориса и Глеба, что на Песках. Конец 17 века.
Монах 1:
Брат, помоги мне старую березу возле бани срубить, настоятель благословил! А то не ровен час, упадет, всех придавит.
Монах 2:
Я не могу, занят. А ты нашего блаженненького попроси, он на всякую работу кидатся.
Монах 1:
И то верно, как я про Корнилия забыл?
Монах 2:
Не знаю, как про него забыть можно?! Я всякую свою работу на него переваливаю.
Монах 1:
И не стыдно тебе, брат, после этого над ним же и надсмехаться?
Монах 2:
А он все равно немой и глухой.
Монах 1:
Увы, мне грешному. Это я немой и глухой к зову совести и слова Божия. А Корнилий – праведник, не чета мне грешному.
Монах 2:
Ой, ли! Таких святых не бывает. Только и знает со своими яблонями возиться, а потом яблоки всем подряд раздавать, нет бы продал, всё монастырю копеечка. И поесть-то по-человечески не умеет. Спит - никто не знает где и как. Разве таким может быть достойный человек?
Монах 1:
Вот то-то и оно. Отдыха никогда себе не дает. Ест то, что за братией остается, да не каждый день, лишь три раза в неделю. Тощий – одна кожа да кости, а сил-то у него не убывает! И дрова рубит, и воду носит, и в саду работает и в трапезной. В церковь – первый, из церкви – последний. И каждому помочь стремится.
Монах 2:
А все же чудной он какой-то. Руками водит, а бабы, разинув рот, на него смотрят. Ну не грех ли монаху?!
Монах 1:
Он не говорит, лишь руками водит, а народ его понимает. Многим он людям помог, подсказал, как поступить. А некоторые даже исцелились по его молитве.
Монах 2:
Что же он сам себя не исцелит? Ноги приволакивает, руки едва гнутся.
Монах 1:
Прости. Заболтался я совсем с тобой. Лясы точу, а работа стоит.
Монах 2:
А всё же скажи, говорят, избили его крепко местные. А за что?
Монах 1:
Не вводи меня во грех, брат.
Монах 2:
В чем грех? Простой разговор не грех. Скажи, за что избили? Все равно не отстану, за тобой ходить буду.
Монах 1:
Господи, помилуй меня грешного! Не знаю я.
Монах 2:
Знаешь! Ты уже сто лет в этом монастыре.
Монах 1:
Да хоть бы и двести. Не всё грешным людям открыто. Кое- что от них, по их слабости человеческой, утаивается. Жил Корнилий в затворе. Еду ему через окошечко передавали, я сам часто носил, так же и причащали. А однажды нашли его в саду. Все кости переломаны, сам едва живой. А между тем его келья изнутри заперта, а маленькое окошечко в ней целое! Как он на улице оказался, кто его избил и наружу, ничего не отворяя, вынес, сам догадайся.
Монах 2:
Неужто… бесы?!
Монах 1:
За работу, брат, за работу.
Монах 2:
Спаси Господи тебя, брат! Вразумил меня, я даже испугался. Понял, как недостойно вел себя с Корнилием. Пойду у него прощения попрошу. А ты обожди меня минутку, помогу тебе с березой управиться. А откуда он в нашем монастыре взялся. Откуда пришел?
Монах 1:
Этого никто не знает.
Лишь перед смертью, предвидя свою кончину, преподобный Корнилий, по просьбе духовника, произнес несколько слов. Он открыл, что родом он из Переславля-Рязанского, назвал имена своих родителей и сказал, что пришел в монастырь, когда ему исполнилось пятнадцать лет. Перед смертью преподобный принял великую схиму – самый высокий монашеский чин, когда человек больше не участвует ни в каких земных делах и полностью погружается в молитву.
Спустя восемь лет после кончины преподобного Корнилия, во время строительных работ, его тело было найдено нетленным и источало благоухание. Его гроб поставили в церкви и к нему начали приходить люди, те, кто был болен, исцелялись. Особенно часто, после молитв у его гроба, выздоравливали младенцы. Всем стало ясно, что это святой.
С тех давних пор и до наших дней люди идут к нему непрерывным потоком. Кто-то просит помощи в житейских делах, кто-то надеется на выздоровление, по молитвам Угодника Божия. Многие верующие специально приезжают в Переславль, чтобы зайти в Никольский женский монастырь и поклониться преподобному Корнилию Молчальнику, попросить его святых молитв и заступничества. .
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница