В наши дни трудно представить, как протекала жизнь Византии в шестом веке по Рождестве Христовом.. Войны и варварские набеги сопровождались бурными внутренними противоречиями. Отцы Церкви вырабатывали на Вселенских Соборах устав и форму исповедания христианской веры. Именно там и тогда рождалось Православие в том виде, каким, спустя века, воспримет его Русская земля.
Однако вряд ли об этом знал мальчик Феодор из византийского города Анастасиополя. Родители прочили блестящую воинскую карьеру сыну, но ещё в школе он держался в стороне от игр и шумных товарищей. Тихий, рассудительный отрок много времени проводил в церкви. Затем вовсе стал уходить по ночам в один далекий храм молиться. Мать пыталась его остановить…
Мать:
Ты куда опять? Ну-ка стой! Что я тебе говорила про твои ночные походы?
Мальчик Феодор:
Мама, мне надо! Я не могу не пойти. Там мое настоящее место, понимаешь?
Мать:
Я привяжу тебя! Ты больше не пойдёшь один ночью через лес, где полно диких зверей!
Мальчик Феодор:
Но я не один! За мной приходит светлый юноша с мечом, он всегда идёт впереди и отгоняет их.
Поняв, что Феодору является святой Георгий, мать уже не препятствовала сыну. Феодор с недетским упорством стремился подражать монашеским подвигам: то проводил целые недели в молчании, то отказывался от еды. В четырнадцать лет Феодор ушёл из дома и стал жить при церкви святого великомученика Георгия. Чтобы приблизиться к Господу, он выбрал подвиг затворника. Феодор выкопал тесную пещеру с малым отверстием для воздуха, и провёл там два года. Один священник раз в день приносил ему хлеб и воду. Будучи извлечен из-под земли полуживым, он за несколько дней в храме совершенно оправился. Узнав о жизни и делах Феодора, местный епископ посвятил его в сан священника. На тот момент юноше было 17 лет.
Вскоре, совершив паломничество в Иерусалим, Феодор принял монашество. К себе молодой подвижник был очень строг, мог сутками стоять в молитве под открытым небом и непрерывно постился. Но еще более удивительной, чем смирение плоти, была в нем необыкновенная сила духа. Во всем ограничивая себя, Феодор был безотказным помощником и заступником людям во всяких бедах.
По его горячей молитве исцелялись больные, потерявшие всякую надежду, а бесноватые избавлялись от своих мучений. Даже лесные волки и медведи приходили к нему и безбоязненно брали пищу из рук. Однажды целое селение обратилось к отшельнику с просьбой помолиться об изгнании саранчи, пожиравшей посевы. Вернувшись из храма, жители узнали, что за время совершенной службы вся саранча вымерла.
Неудивительно, что люди тянулись к Феодору. Некоторые сами принимали монашество и оставались жить в окрестностях церкви Святого Георгия. Так со временем она стала сердцем небольшого монастыря. Как-то раз воевода Маврикий, возвращаясь через эти места с очередной войны, услышал от Феодора предсказание.
Взрослый Феодор:
Ты храбрый воин и умный человек, Маврикий. Суждено ли тебе погибнуть в битве? Нет, иной жребий предрекаю тебе. Твоя рука, что сейчас сжимает конскую узду, в скором времени будет править всей страной. Когда взойдёшь на императорский престол, вспомни мои слова и будь сколь справедлив, столь же и милостив.
Когда всё так и случилось, император Маврикий стал каждый год присылать в монастырь хлеб для братии и паломников. Бывший воин, ныне властитель целой страны, до конца своих дней пронес в душе и памяти образ тихой молитвенной обители.
Чем большего уединения и покоя искал святой, тем больше людей жаждало его помощи и совета. В конечном счёте, жители Анастасиополя уговорили церковные власти сделать Феодора епископом. Много лет Феодор трудился на благо Церкви в этом сане. Публичная жизнь давалась ему тяжело. Во время паломничества в Иерусалим он даже хотел остаться жить при одной Лавре, погруженный в безмолвие. Но святой Георгий явился ему в видении и велел вернуться.
Вся Церковь ещё при жизни Феодора почитала его святым. Свидетели проводимых им Богослужений утверждали, что видят чудесное сияние. Ни слава, ни суета повседневных дел не смутили веру и внутренний покой старца. По сей день имя святого Феодора произносят в молитве, прося помощи и сил на добрые дела.
Путь святого Иакова: пешее паломничество к мощам апостола в Сантьяго-де-Компостела
Оказавшись в каком-нибудь старом городке на севере Испании или юге Франции, вы с большой долей вероятности сможете на стене местного католического храма или на остатках крепостной стены, а иногда и прямо на мостовой, увидеть изображение ракушки. Причем, совсем не обязательно, чтобы рядом находилось море. Ракушка для упомянутого региона служит древним христианским символом, непосредственно связанным со святым апостолом Иаковом. Святой Иаков Зеведеев был одним из ближайших учеников Христа и первым из числа апостолов принял мученическую смерть. Это печальное событие произошло в Палестине в середине первого века по Рождестве Христовом. Ученики святого Иакова увезли его тело на самый запад Европы, теперешнюю Испанию. Здесь останки святого апостола и были погребены. Во втором веке могила святого пришла в запустение и место его захоронения было утеряно. Однако в девятом веке местному монаху-отшельнику через видение было указано следовать за звездой, которая и привела его к могиле святого. Место погребения апостола Иакова получило называние Компостела, с испанского — «поле звезды». Впоследствии к данному именованию было добавлено словосочетание Сантьяго, что по-испански означает «святой Иаков». В годы нашествия арабов и мавров, начиная с VIII века, святой Иаков начал почитаться испанцами в качестве небесного защитника их страны. Кроме того, Католическая Церковь провозгласила Иакова покровителем путешественников, прежде всего морских. Поэтому святой стал изображаться с раковиной в руках. Над могилой апостола в девятом веке была построена часовня, вскоре рядом с ней стало селиться множество людей, желавших находиться ближе к великой святыне. Так появился город Сантьяго-де-Компостела. Впоследствии часовню заменил собой большой кафедральный собор. Останки апостола были извлечены из земли, помещены в драгоценный ларец, который теперь находится в крипте собора.
К двенадцатому веку в Европе сложилась традиция совершать пешее паломничество к мощам апостола Иакова. По территории Англии, Германии, Франции, Португалии и Испании были проложены маршруты паломничества, отмеченные традиционным символом святого Иакова — ракушкой. Паломники старались прибыть в Сантьяго ко дню памяти апостола, которая Католической Церковью совершается 25 июля. В течение веков множество тысяч людей решалось на трудный путь, чтобы почтить мощи святого Иакова. К 80-м годам двадцатого века путь святого Иакова почти утратил свою известность. Однако благодаря писателю Пабло Коэльо и его роману «Путешествие мага» вновь её обрел. Начиная с 1999 года, по инициативе приходов Русской Церкви в Португалии, пешее путешествие в Сантьяго совершают и православные паломники — в основном, выходцы из России и стран бывшего Совесткого Союза, проживающие теперь в Южной Европе. В ходе своего многодневного паломничества они усердно молятся святому Иакову о своих нуждах. Паломники также соблюдают древний обычай — крепят к одежде изображение ракушки, символ святого Иакова. С недавнего времени Католическая Церковь разрешила православным совершать богослужение в паломническом доме при соборе Сантьяго поблизости от мощей святого Иакова. Православным паломникам, также, как и католическим, в случае если они прошли пешком более ста километров (при выяснении расстояния полагаются исключительно на честность человека), администрацией собора дается особый диплом паломника с изображением апостола Иакова, который напоминает им о пешем путешествии к мощам великого святого.
Все выпуски программы Вселенная православия
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых