В одной из палат Богоявленского собора Авраамиева монастыря в 1552 году в окружении монахов стоял царь всея Руси Иоанн IV. Грозным взглядом он следил за движениями монахов, которые доставали из огромного сундука при гробе преподобного Авраамия таинственный сверток. Вскоре царскому взору предстал предмет, хранящийся здесь с XII века. Это был жезл, увенчанный крестом.
Четыре века назад, когда древо христианской веры еще не раскинуло своих ветвей по всем русским княжествам, праведный монах Авраамий, стоя перед Господом, умолял Его снизойти к народу и покончить с язычеством на Ростовской земле. Тогда в чудном видении преподобному явился апостол Иоанн Богослов. Святой вручил монаху жезл, увенчанный крестом, для сокрушения идола Велеса на центральной площади Ростова. Одним легким ударом Авраамий разрушил огромную языческую статую. Потрясенные этим чудом, а также вразумленные проповедью отца Авраамия многие ростовчане крестились и вместе с чудотворцем воздвигли храм во имя апостола Иоанна Богослова.
Именно это сокровище – апостольский жезл – и представили монахи Грозному царю, обходившему святые места.
Недрогнувшей рукой Иван Васильевич схватил посох, поднял его, перекинул в другую руку, замахнулся им и ударил по воздуху. При этом крест, не скрепленный с жезлом, упал на землю. Царь, казалось, не заметил этого. Монахи подняли крест и положили в сверток.
Царь:
Вот она, сила Божья! С нами да пребудет! Этим посохом сыты будут псы! Никто не избежит кары Божьей!
Отец Сергий:
Да будет так, царь-батюшка! С ним Казанского ханства не устрашимся!
Инок:
Одолеешь их, они тебе ноги облобызают!
Царь:
Истинно речёте, угодники Божьи! Как отец Авраамий победил с ним иноверцев, так и я покорю их! Беру!
Отец Сергий:
Царь-батюшка, коли так, вели и крест с посохом скрепить...
Царь: (не замечая слов монаха, любуясь посохом)
Ах, хорош посох! Коли победим, прикажу в обители новый храм построить! Каменный! С четырьмя приделами! И книг пришлю и образов святых! На брань за веру Христову!
Сказав это, царь взял у настоятеля храма благословение и вышел с посохом в руках.
Инок:
Что, отче? Возьмет Казань?
Отец Сергий:
Возьмет.
Инок:
Победит, значит!
Отец Сергий:
Проиграет...
Инок:
Как же так, отче?
Отец Сергий:
Посох-то он взял. А креста и не приметил. Уронил и не вспомнил. Лишнее, значит. А что она, сила-то, без Креста Господня? Пустое место! Игрушка в руках безумца!
Инок:
Но наш-то Царь весьма благоразумен!
Отец Сергий:
То ли еще будет, сыне, то ли еще будет... Отче Авраамий, моли Бога о нас!
Казань была взята без боя. После похода 1552 года Казанское ханство фактически подчинилось Московской Руси, но христианская вера не распространилась в его пределах.
Вскоре по приказу Ивана Грозного в Авраамиевой обители действительно был построен новый каменный храм в честь Богоявления. Туда же было доставлено множество ценных книг и икон. Но, как известно, ни владение Апостольским посохом, ни строительство церквей, ни щедрые дары монастырям не помогли царю ни в укреплении Православия, ни в усмирении раздоров на Руси. Не помогли они получить ему благословение у Митрополита Филиппа. Не помогли смыть с его рук крови тысячи невинных, среди которых были и великие праведники. Увы, не распорядился он святым орудием – воистину царским посохом, увенчанным крестом – так, как им распорядился его прежний владелец – преподобный Авраамий Ростовский.
Авраамий Ростовский был одним из первых православных «миссионеров» на Руси. Жил среди диких племен, проповедовал, обучал детей грамоте: обыкновенной и духовной, вел подвижническую жизнь, творил чудеса, славился милосердием и любовью. Он не пролил ни капли иноверческой крови, но был грозой язычников, уничтожал идолопоклонничество, изгонял бесов и исцелял людские души. Отец Авраамий был прославлен Русской Церковью в чине преподобных. Мощи его с 1991 года хранятся в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре в Ростове.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.