В 305 году в большом и цветущем египетском городе Александрии царило необычайное оживление: приехал римский полководец Максимин. Совсем недавно он был провозглашен римским императором и правителем Египта. Максимин устроил пышные многодневные празднества, сопровождавшиеся принесением жертв языческим богам. И вот когда в языческом храме в присутствии императора на капище приносились жертвы, в дверях появилась молодая женщина. Все взоры обратились на нее.
Доротее было всего восемнадцать лет, но она уже успела прославиться в Александрии не только своей красотой, но и образованностью и мудростью. Не было секретом и то, что она приняла христианство и крестилась с именем Екатерина. Девушка бесстрашно приблизилась к императору и стала упрекать его за то, что он приносит жертвы языческим богам. С каждым ее словом Максимин все больше впадал в гнев, но решил сдержать себя и отвечать насмешливо. Он был поражен красотой Екатерины и уже видел ее в числе своих наложниц.
Св. Екатерина
- Цезарь, принося жертвы идолам, ты совершаешь тяжкий грех. Ты и твои люди почитаете богами бездушных идолов. Стыдно быть настолько безумным! Это просто статуи. Ничего божественного в них нет!
Максимин
- Что же я должен по-твоему сделать, чтобы искупить свои грехи?
Св. Екатерина
- Поклонись Господу нашему Иисусу Христу. Он пошел на крест и за тебя тоже, император.
Максимин
- Ты хочешь, чтобы я принес твоему богу жертвы?
Св. Екатерина
- Нет. Истинный и Всесильный Бог не нуждается в жертвоприношениях. Он только хочет, чтобы люди соблюдали Его заповеди.
Максимин
- Вижу, что мне тебя не переспорить. Но так ли ты мудра? Поговори-ка с моими философами. Если ты победишь их в диспуте, тогда, может быть, я и последую твоему совету. Согласна?
Св. Екатерина
- Согласна.
Максимин и его приближенные засмеялись, предвкушая веселое развлечение.
Через несколько дней состоялся диспут. Многие горожане пришли послушать ученый спор Екатерины с языческими философами. На почетном месте восседал довольный Максимин. Он рассчитывал, что после диспута опозоренная прекрасная христианка станет для него легкой добычей.
Однако, как ни пытались философы своими каверзными вопросами поставить девушку в тупик, ничего не получалось. Она прекрасно знала труды древних поэтов и философов, цитировала Гомера и Платона. Даже мудрейшие из древних мудрецов помимо воли своей приходили к пониманию Единого Истинного Бога, говорила Екатерина. Обескураженные философы были вынуждены признать свое поражение. Максимин был взбешен.
Император не оставил попыток добиться Екатерины. Он сулил ей богатство, почести и величие, но девушка была неприступна. Тогда Максимин в гневе велел бить ее воловьими жилами, а потом отрубить голову. Но никакие угрозы не могли сломить девушку. Брошенная в темницу, она проводила дни и ночи в молитве, прося Господа лишь о том, чтобы Он не оставил ее и помог пройти крестный путь до конца.
Однажды после долгой молитвы Екатерина увидела во сне Богородицу и ее Божественного Сына. «Я возлюбил тебя и хочу обручить Себе как невесту, - произнес Христос. - Екатерина, сохрани этот союз. Не избирай себе земного жениха. В знак этого я дарю тебе перстень».
Девушка очнулась. На пальце у нее сиял перстень.
Екатерина исполнила Божий завет. Она приняла мучения и пошла на казнь. Сразу после казни ее тело было взято ангелами и унесено на самую высокую гору гряды Синай. Через несколько веков монахи близлежащего монастыря обнаружили на горе мощи святой. Их опознали по перстню на пальце. И гора, и монастырь, в который были перенесены мощи святой, сегодня носят ее имя.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия