Кирилл и Мефодий
В начале девятого века, в городе Солуни, в семье военачальника, один за другим родились семь сыновей. Двое из них - самый старший и самый младший, стали известны далеко за пределами родины.
Старшему, Михаилу, прочили карьеру военного, и она ему удалась. В возрасте около тридцати лет он уже был воеводой славянского княжества Славинии. Младшего, Константина, родители чаяли видеть ученым, и он превзошел все ожидания. Константин постигал науки под руководством лучших учителей своего времени, в столице столиц - Константинополе, удостоился звания хранителя библиотеки при соборе Святой Софии, что в наше время можно приравнять к званию академика. Он так блестяще проводил диспуты по сложным богословским проблемам, что его стали называть Константин Философ. Кроме того, он был вхож во дворец императора.
Оба брата могли и дальше продвигаться по карьерной лестнице, приобретать богатства, выгодно жениться и жить, не зная никаких проблем. Но такая жизнь их не устраивала! Сначала старший брат принял монашество с именем Мефодий, а затем и младший оставил мир ради спасения души.
Император сразу же стал использовать таланты братьев на государственном поприще - отправил их с проповедью христианской веры в хазарский каганат. К сожалению, поездка оказалась бесплодной. Зато, возвращаясь домой, у берегов Херсонеса Мефодий и Константин обрели мощи священномученика Климента, четвертого папы римского, одного из 70-ти апостолов Христа, который принял мученическую кончину в первом веке. Часть мощей братья увезли с собой в Константинополь, часть оставили для поклонения в Херсонесе.
Почти одновременно с братьями в Константинополь прибыло посольство Великой Моравии - крупнейшего славянского государства Европы:
<<Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам догматы христианства на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей>>.
На следующий год святые братья привезли с собой в Моравию славянский алфавит и две важнейшие для христианского богослужения книги: Евангелие и Псалтырь, переведенные на славянский язык. Мефодий и Константин открывали школы, обучали письму, проповедовали, многих людей крестили. Они отстаивали право совершать богослужения на славянском языке. В то время была распространена «триязыкая ересь», которая утверждала, что богослужения можно проводить только на трех языках, на которых Понтий Пилат написал табличку на кресте над головой Иисуса Христа: еврейском, латыни и греческом. Братья доказали несостоятельность этой ереси.
Папа римский Адриан второй пригласил братьев в Рим для разъяснения их деятельности. Благочестивые братья откликнулись на приглашение и привезли с собой мощи святого Климента, которые были обретены ими в Херсонесе. Папа и римские священники высшего сана встретили мощи торжественно, далеко за границами города. Некоторые считают, что именно этот дипломатический шаг святых братьев решил судьбу славянской письменности. Так или иначе, Папа Римский утвердил богослужение на славянском языке.
В Риме Константин тяжело заболел, принял схиму и новое монашеское имя Кирилл, с которым вошел в историю. Скончался Кирилл 14 февраля 869 года – эта дата высечена на его надгробном камне. Он был похоронен в Риме в церкви Святого Климента, где и теперь пребывают его мощи. Перед смертью Кирилл сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь». Еще 16 лет после смерти своего брата трудился святой Мефодий, переводя книги Священного писания на славянский язык.
Пока горят лампады в христианских церквях, православные славяне будут поминать Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – «учителей словенских».
«Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра — елею, любовь — фитилю, на котором почивает, как огонь»
В 14 веке святитель Григорий Палама защищал православие от еретиков. Свои выводы святитель делал не на основе теории, а из реального духовного опыта — своего собственного и многих отшельников с горы Афон. Монахи афонского монастыря, где жил Григорий Палама, постом и молитвой побеждали в себе страсти. Они проникались силой Божественного присутствия настолько, что сияли светом. Об этом духовном явлении, которое в православии именуют исихазмом, святитель Григорий Палама говорил так:
«Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра — елею, любовь — фитилю, на котором почивает, как огонь, благодать Божественного Духа».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра — елею, любовь — фитилю, на котором почивает, как огонь»
- «Человеколюбие есть подобие Богу, оно благотворит всем людям, и добрым, и злым, как и Сам Бог всем благотворит»
- «Не падайте духом, ибо вас Матерь Божия любит больше, чем вы себя! Она смотрит на вас как на детей Христа!»
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.