Разными путями люди приходят к Богу. Но монашеский путь – особый. Самый прямой, но и самый трудный. И пути в монастырь бывают разными, иногда неожиданными для самого человека. Но тот, кому Бог предназначил этот путь от рождения, будет Им призван в своё время через соединение внешних обстоятельств жизни с внутренним устремлением человеческого сердца.
Будущий преподобный Оптинский старец Амвросий в детстве был бойким и смышлёным мальчиком - шестым из восьмерых детей в семье. При крещении ему дали имя Александр. Маленький Саша отличался озорным характером, нередко затевал шалости, за которые ему потом попадало от взрослых. Но его веселый и лёгкий нрав всегда привлекал к нему людей. В годы учёбы в семинарии он оставался душой общества и не думал в будущем идти в монастырь. Но в последний год обучения Александр тяжело заболел…
"Прощайте, братцы… Прощай, Божий свет! Не встать мне больше,… а если… Господи Милостивый! Если воздвигнешь меня от смертельной болезни, то всю свою жизнь я посвящу Тебе! Уйду в монастырь, буду молиться, буду служить тебе до конца дней! Господи, спаси!"
…Чудо совершилось. Александр выздоровел. Он не забыл обещания, данного Богу, но не мог сразу расстаться с миром. Лишь через четыре года Александр поступил послушником в Свято-Введенскую Оптину пустынь. При пострижении в монахи он получил имя Амвросий, и это имя во второй половине девятнадцатого столетия стало известным всей России. Это время возрождения старчества. Слово «старец» – не указание на возраст человека, так называют опытных в духовной жизни монахов-наставников, которые через послушание ведут своих духовных детей к спасению души. Именно своими старцами прославилась Оптина пустынь. Под их руководством отец Амвросий прожил более двадцати лет, совершенствуясь в послушании и духовной мудрости. Ему ещё не было сорока лет, когда он принял на себя трудный подвиг старчества. За духовной помощью и наставлениями к отцу Амвросию приходили люди всех сословий и званий. Старец принимал у себя в келье сотни людей, никому не отказывал, народ стекался к нему со всех концов страны. К отцу Амвросию за советом приезжали Достоевский, Толстой, Соловьёв. Так более тридцати лет, изо дня в день, старец Амвросий совершал свой подвиг. И всё это время его не оставляла тяжёлая болезнь, иногда ставившая его на грань смерти. Сила святого старца заключалась в его всеобъемлющей любви, смирении и совершенном незлобии. Он обладал дарами прозорливости, чудотворения, исцеления.
До отца Амвросия никто из старцев не открывал двери своей кельи женщине. Он же не только стал духовным отцом для множества женщин, но и основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь – Казанскую Шамординскую пустынь. Там он и скончался в 1891-м году.
Под моросившим осенним дождём тело старца перенесли в Оптину, и ни одна из свечей, окружавших гроб, не погасла.
Старца Амвросия Оптинского причислили к лику святых спустя почти сто лет после кончины. Незадолго до грозных событий, потрясших Россию в 20-м веке, он стал ярким воплощением заповеди о всепрощающей, безграничной любви, был молитвенником перед Богом за русскую землю.
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых