О страшном пожаре в далёком уральском городе Троицке жители Суздаля узнали из газет. Несколько дней горожане обсуждали эту печальную новость, сочувствовали бедным погорельцам, и жалели, что не могут им помочь, ведь Троицк был так далеко…
Но уже через несколько дней те же газеты пестрели заголовками: «Пострадавшие от пожара в Троицке сердечно благодарят суздальских купцов за добрую и щедрую помощь». Покупая свежий номер, горожане не сомневались: так скоро и деятельно откликнуться на столь далёкую от здешних мест беду в их городе могли только Жинкины. Для этих известных и богатых суздальских купцов любой, кто нуждался в помощи, становился ближним – даже если жил за тысячу вёрст.
Жинкины вообще часто попадали в газеты. Не потому, что искали славы или известности, а потому что совершали поступки, вызывающие уважение окружающих. Стремление помогать страждущим передавалось в этой купеческой семье из поколения в поколение. Даже в самые сложные для торговли годы, едва ли не на грани разорения, Жинкины всё равно находили возможность пожертвовать хоть несколько рублей в помощь тем, кому жить на этом свете было ещё тяжелее…
Один из наиболее известных представителей фамилии - Василий Алексеевич Жинкин – успешно торговал пушниной, кожей и пряжей. Был он человеком богобоязненным, и пользовался большим уважением горожан. Но главной причиной такого уважения был отнюдь не капитал купца. Василий Алексеевич славился добрым и сострадательным сердцем, всегда готовым откликнуться на чужую беду. Львиную долю своих доходов он тратил на благотворительность: помогал арестантам, оказывал поддержку городской пожарной части, жертвовал на устройство училищ и гимназий.
Василий Жинкин опекал суздальскую земскую больницу. Находясь на официальной должности её попечителя, Василий Алексеевич подходил к делу не с бюрократическим пафосом, а с открытой душой и состраданием. Сто пятьдесят рублей серебром, которые он ежегодно жертвовал на содержание больных, далеко не исчерпывали всей его помощи.
Помимо забот о больнице, Василий Алексеевич жертвовал большие суммы на нужды городских храмов и помощь бедным. В тысяча восемьсот семьдесят втором году он безвозмездно передал Суздальской Ильинской церкви в вечное пользование большой участок земли. «На поминовение моих родителей и родственников», - написал Василий Алексеевич в дарственной. Примерно в это же время он открыл банковский счёт на тысячу рублей, чтобы суздальские власти могли раздавать проценты с этого капитала бедным жителям города на праздники Святой Пасхи и Успения Божьей Матери.
Сын Василия Алексеевича – Николай Васильевич Жинкин, - в делах милосердия стал верным преемником своего отца. Он оказывал большую поддержку Васильевскому монастырю; на протяжении девяти лет был старостой Ильинской церкви и членом «Общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Суздальского духовного Училища».
«Каждый, кому нужна помощь – твой ближний»: если бы Жинкины были дворянами, этот девиз они могли бы поместить на родовом гербе. Но они были простыми купцами, выходцами из бедных крестьян. И своё жизненное кредо не выставляли напоказ, а скромно прятали в сострадательных и отзывчивых сердцах.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди