«…Помните же, помните все вы, братья и сестры мои, что своими силами не можем мы воевать с духами злобы поднебесными.
Помните, что все наши надежды должны мы возлагать только на помощь Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Который подножием Своего страшного креста стер главу древнего змия. Аминь!»
Это был голос народного артиста России Владимира Заманского, который читал завершительные слова из проповеди Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), из его целительного слова «О борьбе с духами злобы поднебесными», произнесенного 12-го августа 1956 в Алуштинской церкви после литургии. Эта запись была сделана в начале 2000-х годов в библиотеке Московского Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя.
…Должен вам сказать, что это редкий случай в нашей «Закладке», – когда цитируемый голосом автора ли, актера – отобранный нами фрагмент текста, – не содержится в книге, которую мы сегодня представим. Редкий, но в данном случае, кажется, закономерный случай. Потому что выпущенный Московским Сретенским монастырем в замечательной серии «Подвижники благочестия XX века» сборник документов, составленный протоиереем Николаем Доненко и профессором Филимоновым, – сборник под названием «Разработку Луки продолжаем…» (это постоянная фраза из докладных записок Министерства Госбезопасности СССР) – не подвластен даже короткому цитированию.
Эти почти пятьсот страниц будничных доносов советских жандармов и уполномоченных по делам религии, – по моему впечатлению, жуткое, сюрреалистическое и в историческом смысле антропологическое чтение.
Что процитируешь из этих рассекреченных бумаг, думая о которых, жалеешь ту древесину, те деревья, которые пошли на их изготовление?
А завербованные этими идеологами осведомители (ведь кто-то из них, возможно даже и жив сегодня)? Что бы они сказали, – сообщи им достоверно, что спустя без малого сорок лет после кончины архипастыря, он будет причислен к лику святых как святитель и исповедник?
…Но читать это всё – необходимо, хотя временами хочется себя ущипнуть: да было ли такое, да говорили ли таким языком, да относились ли так к людям, пусть и облаченным в чуждые для служителей-идеологов парчовые одежды? Было.
И время было особое: тот самый новый накат на церковь, после относительного примирения с нею в военное и послевоенное время; время, когда Хрущев пообещал показать по телевизору «последнего попа».
И вот, читая сборник, я неотступно думал о том, что эти дремуче-косноязычные, бюрократические бумаги всё же – каким-то своим, таинственным образом – свидетельствуют нам, верующим и тянущимся к вере – об Истине, о силе Слова Христова. О святости величайшего из наших современников – врача человеческого и врача духовного, страдальца, познавшего через свои страдания – Бога.
О Святителе Луке (Войно-Ясенецком).
Невероятно, что сохранились две уникальных записи его голоса, голоса святого. Техническое их качество не поддаётся оценке, слышно еле-еле, но слышно. Давайте вместе поклонимся составителям сборника этих документов и вместе послушаем голос Святителя.
Сначала я прочитаю этот фрагмент – сам, для облегчения восприятия..
Вот – завершительная часть из слова «О преображении Господнем», – произнесенного 14 августа 1956 года на даче в Алуште. Говоря вослед Спасителю (Евангелие от Луки) о малом стаде, о том, что нельзя отчаиваться, об ободрении и утешении этого малого стада в день Второго пришествия, – тогдашний предстоятель Русского православия на Крымской кафедре, святой целитель Лука Войно-Ясенецкий сказал:
«…Будем же, братья и сестры мои, жить так, чтобы быть достойными в этот страшный час восклониться, с великой радостью восклониться. Ибо приблизилось избавление наше. Будем же достойны этого и не будем унывать. Аминь!»
Это был голос святого целителя Луки (Войно-Ясенецкого), фрагмент уникальной аудиозаписи 1956-го года.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение