Взойдя на престол Израильского царства, пророк и псалмопевец Давид повелел перенести величайшую иудейскую святыню, Ковчег Завета, в новую столицу государства — Иерусалим. Золочёный сундук, в котором хранились главные реликвии еврейского народа, после чудесного освобождения из филистимского плена находился в городе Кириаф-Иариме, в доме израильтянина Аминадава. Святыню поставили на новую колесницу, запряженную волами, и торжественно тронулись в путь. Спускаясь с холма, животные наклонили повозку, едва не опрокинув драгоценную поклажу. Сын Аминадава, Оза, протянул руку, чтобы поддержать Ковчег. И едва он коснулся святыни, как упал замертво! Вторая библейская книга Царств, описывая это происшествие, объясняет гибель Озы тем, что Господь поразил его за дерзновение. Но почему юноше вменилась в вину попытка уберечь Ковчег от падения? В поисках ответа на этот вопрос инспектор Виленского еврейского учительского института Осей Штейнберг, один из лучших специалистов по изучению древнееврейского языка в девятнадцатом веке, провёл лингвистический анализ библейского рассказа. Данные этого исследования вошли в его авторский труд «Еврейский и Халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета», выпущенный в Вильно, или, по современному названию, в Вильнюсе, в 1878 году.
Комментарий эксперта:
Древнееврейское слово «шаль», переведенное в церковнославянском переложении Священного писания как «дерзновение», имеет широкий спектр оттенков. Оно происходит от глагола «шла», переводимого как «быть беспечным, легкомысленным». «Шаль» может обозначать не только «дерзновение», как проявление решимости, но «дерзость», как своеволие и пренебрежение. Подобным смыслом это слово наделено как в древнееврейском, так и в родственных ему языках — аккадском и арамейском. Оза, сын Аминадава, протянув руку к Ковчегу Завета, проявил дерзновение, лишённое благоговейного отношения к святыне.
Еврейский историк первого века Иосиф Флавий в своей книге «Иудейские древности» утверждает, что дерзость Озы состояла в том, что он поддержал Ковчег, не будучи левитом, а по Закону Моисея только этот священнический род имеет право прикасаться к святыне. Против такого толкования возражал выдающийся российский библеист, профессор Александр Лопухин. Свой ответ на библейскую загадку он предложил в книге «Толковая Библия», изданной в 1904 году.
Комментарий эксперта:
Профессор Лопухин обращает внимание читателей Библии на то, что Аминадав упоминается не только во Второй, но и в Первой книге Царств. И там говорится, что сын Аминадава Елиазар был посвящён в хранители Ковчега. Этот факт свидетельствует, что род, к которому принадлежали все члены их семейства, в том числе и Оза, был священническим, левитским. А значит, дерзость юноши, поддержавшего Ковчег, состояла не в том, что он совершил действие, на которое не имел права по своему происхождению. Но в чем же тогда? Ответ становится очевиден, если обратиться к более ранней книге Священного писания — Числам, где пророк Моисей излагает Божии предписания по перемещению Ковчега Завета. Святыня, изготовленная праотцом по точным указаниям Творца, не имела ни одной лишней детали. По сторонам ларца были закреплены кольца для шестов, с помощью которых по закону Моисея левиты должны переносить святыню на своих плечах. Аминадав и его сыновья не могли об этом не знать. Но, скорее всего они, будучи хранителями реликвии в течение многих лет, стали относиться к ней без должного благоговения и водрузили ее на повозку, как некий обыденный предмет. Откровенное нарушение библейских предписаний создало опасность разрушения Ковчега — в гористой местности Палестины колесница могла в любой момент перевернуться. Принимая во внимания все эти обстоятельства, можно предположить, с каким чувством Оза схватился за ларец, когда тот начал падать. Это была именно дерзость, как самоволие и пренебрежение.
Вина, обозначенная в первоисточнике Священного писания древнееврейским словом «шаль», лежала не только на сыне Аминадава, но на всех, кто допустил легкомысленное пренебрежение по отношению к святыне. Поражение Озы заставило царя Давида устрашиться, и следующая попытка перенесения Ковчега в Иерусалим стала настоящим священнодействием. Рассказывающий об этом событии текст Священного писания содержит много важных деталей, очевидных для древних иудеев и малопонятных современному читателю. Разобраться в Тайнах Библии нам помогают научные исследования.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.03.2024)
Курская Коренная икона Божией Матери. Крымская эвакуация 1920 года
С первых дней революции 1917 года стало ясно, что большевики намерены уничтожить православную веру. По всей России началось разорение храмов и монастырей, полилась мученическая кровь. Для борьбы с большевиками русские офицеры объединились в Белую гвардию. Но противостояние оказалось неравным. Белогвардейцы постепенно отступали за пределы России, а вместе с ними покидали родину тысячи соотечественников.
В изгнании оказались не только люди, но и христианские святыни. В октябре 1919 года Курский епископ Феофан (Гаврилов), уезжая из родной епархии от большевистского террора, спас от поругания древнюю Курскую Коренную икону Божией Матери. Весной 1920 года святыня была доставлена сначала в Грецию, затем в Сербию.
Но через полгода реликвия вновь вернулась на родину. А именно — в Крым, который оставался последней частичкой свободной русской земли. Возглавлявший сопротивление большевикам генерал Пётр Врангель обратился с прошением к епископу Феофану доставить Курскую Коренную икону на полуостров. Военачальник надеялся, что встреча с чудотворным образом воодушевит солдат и офицеров на оборону. И Курский святитель откликнулся на просьбу. Древняя икона прибыла в Севастополь 14 сентября 1920 года. Встречать её вышел практически весь город. Людей охватила необычайная радость, словно сама Богородица посетила многострадальную русскую землю.
Полтора месяца Белая гвардия держала оборону, но в итоге всё же сдала свои позиции. Началась Крымская эвакуация — очередной исход русских людей с Родины. Из портов полуострова вышло сто двадцать шесть судов, вместивших в себя сто сорок шесть тысяч человек. Среди них были и архиереи, создавшие впоследствии Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Эвакуация проходила спокойно и организованно. Несмотря на возрастающую с каждым часом опасность прихода большевиков, беженцы не впадали в панику. Эмигрантов укрепляла мысль, что Божия Матерь сопутствует им своей чудотворной иконой.
Святыня покидала Родину на корабле «Генерал Алексеев», который держал курс на Константинополь. Стоя на палубе этого судна, епископ Феофан вознёс над головой Курский Коренной образ и благословил им русскую землю.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Митрополит Исидор (Никольский)
В тысяча восемьсот двадцать девятом году настоятелем Петропавловского монастыря во Мценске Орловской губернии назначили молодого архимандрита Исидора. Новый настоятель устроил в монастыре ежедневные трапезы для бедных, организовал сбор тёплых вещей для раздачи нищим, открыл сиротский приют. Люди звали его родным отцом и с плачем провожали, когда через четыре года архимандрит Исидор по приглашению самого митрополита Филарета Дроздова, уезжал в Москву: помогать святителю Филарету в его трудах по переводу Библии с церковнославянского на русский язык.
Будущий митрополит Исидор (Никольский) родился в семье бедного диакона и с первых же дней жизни узнал, что такое нужда. Ему исполнился всего один год, когда он остался сиротой. Дядя выучил мальчика грамоте; знакомые помогли поступить в Тульское духовное училище. Благодаря доброте окружающих его людей, Яков — так звали будущего митрополита до принятия монашеского пострига — скоро встал на ноги, и дальше двигался уже самостоятельно: семинария, столичная духовная Академия, монашество.
В тысяча восемьсот шестидесятом году Исидора, возведённого к тому времени в сан митрополита, назначили архиереем Санкт-Петербургской, Новгородской и Финляндской епархии. Здесь при Александро-Невской Лавре митрополит основал целую сеть благотворительных учреждений. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году он учредил Епархиальный дом призрения для бедных духовного звания. Здесь безвозмездно проживали вдовы священнослужителей и дети, оставшиеся без родительского попечения. Для них при Доме призрения было открыто училище. Впоследствии в народе это учреждение получило название по имени своего основателя: Исидоровский дом убогих.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году в новгородском Деревяницком женском монастыре митрополит Исидор Никольский основал епархиальное училище для девиц духовного звания. В постройку трёхэтажного корпуса владыка вложил собственные средства. Училище на бесплатной основе принимало девушек из малообеспеченных семей. Подобное женское училище митрополит Исидор устроил и в Петербурге. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году владыка построил при училище домовую церковь, которую освятил во имя преподобного Исидора Пелусиотского.
В июле тысяча восемьсот девяносто первого года в один из Петербургских храмов пришла группа столичных литераторов с просьбой отслужить панихиду по поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в эти дни исполнялось пятьдесят лет с момента его гибели. Настоятель храма был озадачен: Лермонтов погиб на дуэли, что по церковным правилам приравнивалось к самоубийству. А по самоубийцам панихид не служат, — рассудил священник и в поминовении отказал, направив литераторов за разрешением вопроса к архиерею.
Митрополит Исидор принял и внимательно выслушал литераторов. Некоторое время владыка раздумывал, а потом ответил: «Бог рассудит! Я же дозволяю служить панихиду по умершему — ради живых, по вере их и любви!»
Поступать с людьми по любви митрополит Исидор старался на протяжении всей своей жизни. До самой кончины в тысяча восемьсот девяносто втором году он в Александро-Невской лавре принимал просителей и всем с любовью и добром обязательно помогал. Давал погорельцам деньги на строительство новых домов; определял сирот в приюты, бедным вдовам подыскивал достойную работу. Усердно трудился он и на посту главного попечителя Императорского человеколюбивого общества и за свою благотворительную деятельность был удостоен личной высочайшей благодарности от императора Александра Второго и многих государственных и церковных наград.
Все выпуски программы Имена милосердия