Взойдя на престол Израильского царства, пророк и псалмопевец Давид повелел перенести величайшую иудейскую святыню, Ковчег Завета, в новую столицу государства — Иерусалим. Золочёный сундук, в котором хранились главные реликвии еврейского народа, после чудесного освобождения из филистимского плена находился в городе Кириаф-Иариме, в доме израильтянина Аминадава. Святыню поставили на новую колесницу, запряженную волами, и торжественно тронулись в путь. Спускаясь с холма, животные наклонили повозку, едва не опрокинув драгоценную поклажу. Сын Аминадава, Оза, протянул руку, чтобы поддержать Ковчег. И едва он коснулся святыни, как упал замертво! Вторая библейская книга Царств, описывая это происшествие, объясняет гибель Озы тем, что Господь поразил его за дерзновение. Но почему юноше вменилась в вину попытка уберечь Ковчег от падения? В поисках ответа на этот вопрос инспектор Виленского еврейского учительского института Осей Штейнберг, один из лучших специалистов по изучению древнееврейского языка в девятнадцатом веке, провёл лингвистический анализ библейского рассказа. Данные этого исследования вошли в его авторский труд «Еврейский и Халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета», выпущенный в Вильно, или, по современному названию, в Вильнюсе, в 1878 году.
Комментарий эксперта:
Древнееврейское слово «шаль», переведенное в церковнославянском переложении Священного писания как «дерзновение», имеет широкий спектр оттенков. Оно происходит от глагола «шла», переводимого как «быть беспечным, легкомысленным». «Шаль» может обозначать не только «дерзновение», как проявление решимости, но «дерзость», как своеволие и пренебрежение. Подобным смыслом это слово наделено как в древнееврейском, так и в родственных ему языках — аккадском и арамейском. Оза, сын Аминадава, протянув руку к Ковчегу Завета, проявил дерзновение, лишённое благоговейного отношения к святыне.
Еврейский историк первого века Иосиф Флавий в своей книге «Иудейские древности» утверждает, что дерзость Озы состояла в том, что он поддержал Ковчег, не будучи левитом, а по Закону Моисея только этот священнический род имеет право прикасаться к святыне. Против такого толкования возражал выдающийся российский библеист, профессор Александр Лопухин. Свой ответ на библейскую загадку он предложил в книге «Толковая Библия», изданной в 1904 году.
Комментарий эксперта:
Профессор Лопухин обращает внимание читателей Библии на то, что Аминадав упоминается не только во Второй, но и в Первой книге Царств. И там говорится, что сын Аминадава Елиазар был посвящён в хранители Ковчега. Этот факт свидетельствует, что род, к которому принадлежали все члены их семейства, в том числе и Оза, был священническим, левитским. А значит, дерзость юноши, поддержавшего Ковчег, состояла не в том, что он совершил действие, на которое не имел права по своему происхождению. Но в чем же тогда? Ответ становится очевиден, если обратиться к более ранней книге Священного писания — Числам, где пророк Моисей излагает Божии предписания по перемещению Ковчега Завета. Святыня, изготовленная праотцом по точным указаниям Творца, не имела ни одной лишней детали. По сторонам ларца были закреплены кольца для шестов, с помощью которых по закону Моисея левиты должны переносить святыню на своих плечах. Аминадав и его сыновья не могли об этом не знать. Но, скорее всего они, будучи хранителями реликвии в течение многих лет, стали относиться к ней без должного благоговения и водрузили ее на повозку, как некий обыденный предмет. Откровенное нарушение библейских предписаний создало опасность разрушения Ковчега — в гористой местности Палестины колесница могла в любой момент перевернуться. Принимая во внимания все эти обстоятельства, можно предположить, с каким чувством Оза схватился за ларец, когда тот начал падать. Это была именно дерзость, как самоволие и пренебрежение.
Вина, обозначенная в первоисточнике Священного писания древнееврейским словом «шаль», лежала не только на сыне Аминадава, но на всех, кто допустил легкомысленное пренебрежение по отношению к святыне. Поражение Озы заставило царя Давида устрашиться, и следующая попытка перенесения Ковчега в Иерусалим стала настоящим священнодействием. Рассказывающий об этом событии текст Священного писания содержит много важных деталей, очевидных для древних иудеев и малопонятных современному читателю. Разобраться в Тайнах Библии нам помогают научные исследования.
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.
28 марта. О борьбе с ленью
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт, как прохожий, бедность твоя».
О борьбе с ленью, — священник Николай Конюхов.