Античный город Коринф в четвертом веке до Рождества Христова прославился тем, что стал местом проживания известного философа Диогена Синопского. Диоген был известным оригиналом. Демонстрируя независимость от внешних условий и обстоятельств, он поселился в глиняном сосуде – пифосе. Всем своим видом Диоген показывал пренебрежение к понятиям успеха и доставка. Жизнь Диогена являлась практической реализацией концепции киников (циников) - античных философов, к числу которых и принадлежал коринфский чудак Диоген. Киники полагали, что счастье человека напрямую зависит от того, насколько он независим от окружающей действительности. Киники стремились к бытовой простоте, внутреннему спокойствию, довольствовались малым. К сожалению, и Диоген, и иные киники становились в итоге жертвами гордости, поскольку считали себя значительно выше окружавших их людей. Диоген, к примеру, имел обыкновение ходить по улицам Коринфа с фонарем, презрительно приговаривая: «Ищу человека, ищу человека!» Имея в виду – достойного, с точки зрения киников, человека. Впрочем, киническая философия сыграла положительную историческую роль в плане подготовки коринфян к принятию христианства. В 52 году в Коринф прибыл апостол Павел. Его проповедь напомнила жителям города о жизненных принципах киников. Павел тоже призывал коринфян к простоте и умеренности. Но в отличие от киников концепция апостола зиждилась не на гордости и чувстве превосходства над окружающими, а на смирении перед лицом Божиим. Впоследствии Павел напоминал Коринфянам об основах христианской жизни в послании, которое направил им из Эфеса в 54 году. Отрывок из первого послания к Коринфянам читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 4.6 Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. 4.7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. 4.8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 4.9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. 4.10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. 4.11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, 4.12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. 4.13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 4.14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. 4.15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.
Апостол Павел провел в Коринфе полтора года, ежедневно проповедуя Христа. Затем он направился в Малую Азию, где узнал о нестроениях в Коринфской Церкви. Христиане Коринфа поддались искушению, перед которым не устояли киники. Они посчитали, что, став христианами, теперь значительно превосходят язычников. В коринфянах поселилась гордость. Апостол Павел, пытаясь образумить христиан Коринфа, в своем послании к ним пишет, что, конечно, быть христианином великая радость и честь. Однако пребывание благодати Божией в христианине Павел сравнивает с нахождением вина в глиняном горшке. Горшок хранит вино, но принадлежит оно тому, кто его налил. Христианин способен ощутить в себе благодать Бога, но не может ее себе присвоить. Подателем благодати является Господь. Апостол также напоминает Коринфянам и о том, что быть христианином не всегда комфортно. Последователи Спасителя и в древности, и в наши дни подвергаются преследованиям. Сам апостол в течение жизни за свою проповедь не раз оказывался на грани между жизнью и смертью. Поэтому верность Христу в сознании Павла связана со стойким перенесением трудностей. Перенести их может, по мысли апостола Павла, тот, кто живет с надеждой на Бога, не превозноситься над другими, ценит присутствие Христа в своей жизни.
29 марта. О духовном смысле Соборования
Сегодня 29 марта. Великий пост. В храмах Великим постом проводится Таинство Соборования.
О его духовном смысле, — священник Алексий Дудин.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница