Когда до телевидения, а тем более до Интернета было ещё далеко, перед корреспондентами газет и журналов стояла непростая задача: писать статьи, очерки и репортажи так, чтобы читатель мог не просто получить информацию, но будто бы увидеть всё своими глазами. Не удивительно, что на фоне текстов из твиттера публицистика той эпохи сегодня воспринимается как захватывающее, увлекательное чтение. Так, например, произведение известного журналиста конца 19-го — начала 20 века Власа Дорошевича «В земле обетованной. Палестина», впервые увидело свет в 1900 году, но с успехом переиздаётся и сегодня, и пользуется у читателей большим успехом.
Не записки паломника и не путевые заметки — эти зарисовки с натуры, объединённые в цельное произведение, скорее, многомерная картина с отчётливо выписанными деталями. Святая Земля предстаёт перед читателем такой, какой увидел её автор, умеющий, глубоко всматриваться в суть вещей. Дорошевич не просто восхищается святынями, каждой из которых посвящена отдельная глава книги. Он внимательно оглядывается вокруг, анализирует, улавливает нюансы. Так, например, в городке Лидда у места погребения святого Георгия Победоносца, Дорошевич обратил внимание на просящего милостыню араба. Получив мелкую монету, нищий радостно побежал в храм, построенный над гробницей Георгия Победоносца, и на эти деньги купил маленькую свечку, которую тотчас же зажёг перед образом святого. Чувствуется, что этот эпизод глубоко поразил и тронул автора.
Место Тайной Вечери, Крестный Путь, Голгофа — рассказывая о них, Дорошевич вспоминает Евангельские эпизоды и представляет, как всё это было тогда. И в тени древних олив Гефсиманского сада старается разглядеть молящегося Христа — не глазами, конечно, а сердцем. Которое переполнено неповторимой атмосферой Святой Земли — это очень хорошо ощущается в общем настроении повествования и, конечно, передаётся читателю.
Любопытно и ценно, что в одной из глав книги Дорошевич оставил подробное описание чуда схождения Благодатного огня в храме Воскресения Христова, которому он лично был свидетелем. И можно с уверенностью сказать: по эмоциональному накалу и обилию деталей оно не уступает современной ежегодной прямой телетрансляции!
Действительно, Влас Дорошевич умел писать так, чтобы другие видели. Благодаря этому мы сегодня можем просто открыть его книгу и в любой момент оказаться в Земле обетованной.
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых