До середины двадцатого века румынское село Сепынца было известно только жителям северных регионов Румынии — да и то не всем. Слава пришла к селу благодаря одному человеку — местному художнику и резчику по дереву Стану Йону Пэтрашу. Однажды Пэтраш получил заказ — сделать деревянный крест-надгробие. К исполнению заказа Пэтраш подошел со свойственной ему оригинальностью, а именно — снабдил надгробие красочным изображением его владельца и посвященной ему шутливой эпитафией. В итоге заказ был выполнен в необычной, чрезвычайно жизнерадостной манере.
Подход художника пришелся по вкусу его односельчанам. Они посчитали, что манера, избранная Пэтрашем, как нельзя лучше отражает христианское понимание смерти. Что смерть не есть конец, а всего лишь переход человека в мир иной. С тех пор Пэтраш стал стабильно изготавливать красочные кресты-надгробия для каждого умершего жителя Сепынцы. Сначала Пэтраш изображал на деревянных надгробиях только типичные картины из жизни покойного — например, лесоруба с топором в руках, школьного учителя с книгами, стоящую у печи бабушку или ребенка играющего в мяч. Впоследствии Пэтраш стал сообщать о причинах смерти хозяина надгробия: сбил грузовик, наехал поезд, подкосила болезнь.
Жителям Сепынцы также очень понравилась идея Пэтраша помещать на кресте краткое стихотворное послание, обращенное к ушедшему в мир иной. Иногда автором стихотворения был сам Пэтраш. Впоследствии сочинять послания стали родственники умершего, причем порой в довольно необычной форме. К примеру, если человек скончался от алкоголизма, то родственники в назидание живущим могли прямо на надгробии поместить сатиричное стихотворение, осуждающее пристрастие покойного к зеленому змею. Впрочем, наиболее забавной считается эпитафия, которую зять посвятил своей умершей теще: «Прохожий, не шуми, а то разбудишь мою умершую тещу. Я боюсь, что она встанет из могилы и придет домой вновь меня ругать...»
Все надгробия, выполненные Пэтрашем, выглядят очень жизнерадостно и расписаны яркими красками — насыщенными синим, зеленым, желтым и красным цветами. Благодаря этому кладбище деревни Сепынца получило название «Чимитирул весел», что в переводе с румынского означает «Веселое кладбище».
Стану Пэтраш скончался несколько десятилетий назад. Сам он тоже покоится на Веселом кладбище. На его надгробном кресте можно среди прочего прочесть: За всю свою жизнь я никому не причинил зла... Ремесло Пэтраша по изготовлению веселых надгробий продолжает жить. Наследником дела художника стал его ученик Думитру Поп. Он по сей день занимается изготовлением деревянных крестов-надгробий с картинами из жизни почивших селян. При кладбище Поп разместил свою мастерскую — теперь заказать веселое надгробие может любой человек. Стоит крест-надгробие около 200 евро. Однако деньги не играют ключевой роли. Для Попа наиболее важным является то, кем был умерший и чем руководствуются его родственники, решив заказать для него веселое надгробие.
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.
28 марта. О борьбе с ленью
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт, как прохожий, бедность твоя».
О борьбе с ленью, — священник Николай Конюхов.