«В кануны Страстной седмицы я обходил избы своей паствы. Никогда этого не делал. Ныне что–то особенно стал тревожиться за человеческую душу. К чему–то ее приуготовить хочется, укрепить. Все кажется, что великим соблазнам она будет подвергнута.
Одинок русский человек, очень одинок! Утешитель ему нужен. В России обязательно должны быть монастыри и старцы–печальники… Без них некуда деваться беспокойной душе нашей!.. Не от одиночества ли нашего и все скорби, и туга душевная, и надрыв, и грех?..»
Это был фрагмент повести «Дорожный посох», последней, опубликованной в 1938 году, прижизненной книги писателя Василия Никифорова-Волгина.
Читал народный артист России – Георгий Корольчук, не раз воплощавший в нашем искусстве, в частности, в кинематографе, образы духовных лиц. Вспомним его гениального дьякона в «Плохом хорошем человеке» Иосифа Хейфица (по чеховской «Дуэли») или иконописца Сафония в сериале Николая Досталя «Раскол».
Повествование в повести ведётся от лица простого деревенского священника – отца Афанасия. Действие же происходит внутри той бесчеловечной смуты, которую потом назовут великой социалистической революцией, и которая, по сути своей – понятной душе мыслящего православного человека – явилась ничем иным, как попущением Господа за грехи людские и отступничество от Бога.
В первой части «Дорожного посоха» гроза ещё только собирается. Читателя ещё ждут страшные сцены надругательств новой власти над верой и церковью, мы узнаем о мучительных испытаниях героя, который чудом уцелел в гражданской войне и пошёл с подвигом исповедничества по долгим русским дорогам.
Самому же писателю после выхода повести оставалось жить всего три года.
Перебравшийся в конце 1930-х из родовой Нарвы в Таллинн и давно ставший известным писателем русского Зарубежья, Василий Никифоров-Волгин встретил приход советской власти в Эстонию сторожем на заводе. Сорокалетнего литератора арестовали и отправили в Вятку, где он был расстрелян зимой 1941 года.
Схватили его весной, в мае, когда ещё цвели яблони.
Я вспоминаю его редкую фотографию – с книгой в руках. Рядом с ним – десятилетний мальчик Алёша Ридигер, воспитанник писателя, будущий Святейший Патриарх Алексий II…
«…Кто-то очень хорошо сравнил двенадцать месяцев года с двенадцатью учениками Христа. Май месяц – это Иоанн Богослов, апостол любви, любимый Христов ученик.
Я сижу на солнышке и листаю псалмы Давида. На мое плечо и на страницы книги падают лепестки яблонь. И так кстати открылись мне слова псалмопевца о солнце:
“Небеса поведуют славу Божию, и о делах рук Его возвещает твердь… Он поставил в них жилище солнцу… от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты Его”.
От этих слов или от вешней красоты я не мог не перекреститься и не воскликнуть:
– Господи! Да приидет Царствие Твое! Вот бы скорбь людскую изжить! Радость на земле насадить! Жития безмятежного достигнуть!»
Перечитывая повесть, мне всё хотелось остановиться именно на этих словах, и не читать дальше. Но останавливаться нельзя, ведь надо же и нам пройти весь крестный путь с отцом Афанасием до конца и выйти на долгие дороги Отечества.
…Знаете, друзья, если бы меня спросили: а возможно ли – на малом пространстве художественного текста – открыть, показать, воскресить – ту самую поруганную, но и несломленную Россию, – то сегодня я подумал бы именно о «Дорожном посохе».
О книге писателя и псаломщика Никифорова-Волгина, раба Божьего Василия.
«Подавая лежащему на земле, мы подаём Сидящему на небе»
Щедрая благотворительность снискала игумену римского монастыря Григорию Двоеслову народную любовь. И когда в 590 году по Рождестве Христовом папа Римский Пелагий скончался, народ пожелал поставить Первосвятителем Григория Двоеслова. Однако монах, считая себя недостойным, бежал от высокой чести. Семь месяцев скрывался игумен Григорий в окрестностях Рима. Всё это время Церковь была без архипастыря. Наконец, римляне собрались в одном из храмов города и попросили Бога явить Своего угодника. После соборной молитвы столп света указал место укрытия отца Григория. Клир и народ нашли игумена и возвели на Римскую кафедру. Став Папой Римским, святитель Григорий остался смиренным и кротким. Он неустанно заботился о нуждающихся. Всех сирот, вдов, калек, неимущих людей Рима переписал по именам в особую книгу и ежедневно давал им средства на пропитание. Святитель Григорий Двоеслов так говорил своей пастве:
«Подавая лежащему на земле, мы подаём Сидящему на небе».
Все выпуски программы Слова Святых
У Светланы Краевой травма позвоночника, ей необходима помощь специалистов
47-летняя Светлана Краева из Нижнего Новогорода почти пять лет пытается восстановиться после серьёзной травмы. «Каждое утро я просыпаюсь с улыбкой и верой в то, что у меня обязательно всё получится, а засыпаю с молитвой» — делится женщина.
В 2019 году Светлана упала с 3 этажа, поскользнулась, когда мыла в квартире окна. В результате она сильно повредила позвоночник и потеряла возможность ходить. Принять произошедшее Светлане помогает горячая вера и позитивный настрой, а ещё забота близких — дочери и мамы. Женщина усердно выполняет дома разные физические упражнения, проходит реабилитации. И со временем благодаря постоянным занятиям она сделала, казалось бы, невозможное — вновь встала на ноги!
Светлана уверена, что ни в коем случае нельзя опускать руки — важно искать выход и не бояться пробовать новое. «Даже если поначалу не знаешь, куда двигаться — просто сделай первый шаг, и дорога появится сама собой», — говорит женщина.
Сегодня она передвигается на ходунках и всеми силами стремится к тому, чтобы однажды начать ходить свободно, без поддержки. В ближайшее время Светлане Краевой необходимо попасть на новый курс реабилитации и в этом ей нужна помощь. Если вы хотите поддержать жительницу Нижнего Новгорода, переходите на сайт благотворительного фонда «Мои друзья»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Отдых в жизни современного христианина». Иеромонах Геннадий (Войтишко)
У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Мы говорили о том, каким может быть отдых современного христианина, чтобы восстановить силы и вместе с этим получить духовную пользу. Отец Геннадий размышлял, может ли молитва быть отдыхом, почему зачастую после того, что мы считаем отдыхом, мы остаемся опустошенными и уставшими, а также можно ли отдохнуть, общаясь с другими.