56 лет прожили вместе Василий и Валентина Чуйковы. Про неё говорили, что она мечтала быть актрисой, а стала женой маршала. Но о несостоявшейся сценической карьере Валентина Петровна не жалела. И хоть о непростом характере Чуйкова ходили легенды, любви и согласию в семье это нисколько не мешало.
Дважды герой Советского Союза, маршал Чуйков был родом из посёлка Серебряные пруды, что недалеко от Тулы. В 1925 году, он, тогда ещё курсант Академии имени Фрунзе, приехал в гости к родителям. В один из вечеров отправился на танцы и познакомился с Валей Павловой. 18-летняя девушка увлекалась театром и была необыкновенно хороша собой. Глядя на тонкие черты её лица, многие были уверены: Валя – настоящая польская княжна. И когда через год она из Павловой стала Чуйковой, Василию пришлось доказывать начальству, что супруга – вовсе не дворянка, а родилась в простой семье.
После женитьбы Чуйкова перевели работать в Китай - разведчиком. Валентине, уже забывшей о театральных играх, пришлось погрузиться в игры шпионские. Муж постоянно подвергал свою жизнь опасности. Валю подробно проинструктировали, что ей нужно делать, если Василий, к примеру, не вернётся домой в назначенное время. Первым пунктом было – сжечь документы. Вторым – не искать супруга, а спасаться самой. То есть бежать на явочную квартиру. Конечно, имея при себе заряженный браунинг. Валя не сразу поняла, насколько это серьёзно – быть женой разведчика. Однажды, услышав шаги Василия на лестнице, решила пошутить. Спряталась за дверь и, подкравшись к мужу сзади, закрыла ему ладошками глаза. Дальше следовал провал в памяти. Очнувшись, Валя увидела мужа с револьвером в руке и услышала гневный монолог: «Я же разведчик. Для меня тот, кто подкрался сзади – враг. Я стреляю. Это рефлекс. Я же тебя сейчас чуть не убил». Больше Валя не экспериментировала.
В Китае супруги жили до 1942 года. Вернувшись на Родину, Чуйков стал формировать армию для Сталинградской битвы. Перед отправкой на фронт навестил мать. Прощаясь с сыном, она надела на него крестик и попросила переписать молитву, которую Чуйков носил в кармане до конца жизни.
После первых дней Сталинградской битвы Василий Иванович был уверен, что погибнет. И даже написал прощальное письме жене, которая с двумя дочерьми жила в эвакуации в Куйбышеве. Но Чуйков выжил. Уцелел, как он сам считал, чудом. Тогда во время одной из бомбёжек, фашисты, зная, в каком доме находится командующий, пятнадцать минут обстреливали здание. Когда всё закончилось, Василий Иванович хотел сложить пальцами крестное знамение, но не смог разжать кулак, его свело судорогой. Так кулаком и перекрестился.
10-ого мая 1945 года Чуйков - легендарный командующий, прошедший с боями Украину, Белоруссию, Польшу, штурмовавший Берлин, писал жене: «Я видел, как на моих глазах склоняет знамёна фашистская Германия».
А потом началась мирная жизнь. Спустя год у супругов родился сын. Валентина сказала счастливому мужу, давно мечтавшему о мальчике: «Это тебе, Вася, мой подарок за Сталинград».
В 1947 году в Париже открылась конференция стран-победительниц. Чуйков приехал во Францию с женой. Местные газеты назвали её «самой красивой и элегантной женщиной России». Причем имелась в виду не только внешняя красота. Не случайно, реагируя на такие публикации, Валентина Петровна сказала в интервью: «Пусть генералы гордятся своими победами, а я всегда гордилась званием русской женщины и ни перед кем его не роняла».
Чуйков и этим ответом, и супругой восхищался. Чувство было взаимным. Валентина Петровна гордилась мужем, ведь в том, что страна победила в той страшной войне, была огромная заслуга Василия Ивановича. Для всей России он был героем, а для Валентины Петровны ещё и любящим мужем. В 1944 году он написал ей письмо, которое она хранила всю жизнь: «Дорогая Валечка! Наш разговор по телефону воодушевил меня на многое. Слышать твой голос – было счастье. Надеюсь, твой голос услышать скоро без электронов, а близкий и родной, и осязательный. Захлёбываюсь от счастья будущей встречи. Я всегда был, есть и буду с тобой. Целую. Твой Вася».
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.