Что только ни услышишь про современное поколение и их любовь к гаджетам: «Смартфоны убивают мозги!», «видеоигры калечат психику детей!». Даже появилось новое заболевание — номофобия — боязнь остаться без мобильного телефона. Взрослые пытаются справиться с гаджетозависимостью детей по-разному. Например, во Франции с 2018 года запретили в школах телефоны и планшеты — и это совершенно правильно, потому что в школе детям следует учиться, а не смотреть в экран.
Но так ли вредны гаджеты, как о них говорят? Или это просто недоверие взрослых к новым технологиям, консерватизм старого поколения?
Никогда бы не подумала, что буду рассказывать о пользе планшетов, защищать гаджеты. Ведь в нашей семье я — самый стойкий борец с детской гаджетозависимостью. Я всегда ограничиваю пребывание ребенка со смартфоном, ругаюсь, если он надолго зависает в виртуальном пространстве.
Но вместе с тем, я должна признать, что любое современное устройство: хоть смартфон, хоть планшет — всего лишь инструмент. Его можно использовать, как во вред, так и на пользу. С помощью определенных сайтов можно, к примеру, учиться: там есть самые разные видеоуроки по всем предметам, куча лекций, семинаров, мастер-классов. Нередко мы с Ильей смотрим уроки по истории, математике. Видеоигра может быть тоже обучающей: знания по истории, географии, физике и химии даются в интересной форме.
Если же мы будем искусственно ограничивать ребенка, пытаться соорудить вокруг него безвиртуальное пространство, вряд ли ребенок скажет нам спасибо, когда ему удастся вырваться. Могу привести в пример одну мою знакомую семью. Своих детей родители лишили не только гаджетов, но и телевизора, журналов, газет: ребята читали исключительно духовную литературу. Как только они попадали в гости, они жадно кидались к каждому экрану, хватали в руки каждый журнал и газету.
Поэтому нужно постараться сделать все, чтобы уменьшить вред от пользования гаджетами. Прежде всего, познакомить ребенка с правилами сетевой безопасности и следить за их соблюдением. Установить определенные границы: к примеру, сидеть с телефоном не более часа в день и только после того, как сделаны все уроки.
И самое главное: чтобы виртуальный мир не заменял ребенку реальный, жизнь ребенка должна быть наполнена интересными занятиями, новыми впечатлениями. Можно устраивать иногда день совместной цифровой перезагрузки: например, выходные с полностью отключенными гаджетами у всех членов семьи. Если ребенок будет вести насыщенную реальную жизнь, ему будет не до смартфона. Ведь когда человек часто встречается с друзьями, занимается интересными делами, читает захватывающие книги, он не стремится убежать в виртуальный мир. И к тому же, не надо забывать, что ребенок берет пример с родителей. Если сами взрослые все время сидят в своих гаджетах, предпочитая интернет-общение разговору с родным человеком, что тогда требовать от своих детей?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 400
Основные темы беседы:
— Опыт Марии Египетской как путь человека к себе-настоящему: в чём этот путь состоит?
— Кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою: как в жизни раскрывается эта заповедь Христа?
— Закон умножения добра: как подопечные благотворительных фондов сами становятся волонтёрами и помогают другим;
— Похвала Пресвятой Богородицы: о чём этот праздник и как он возник?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: какова самая сложная фраза в духовной жизни?
Не унывай, на вопросы отвечай
Пандемия коронавируса 2020 года принесла человечеству немало страданий. Но приметой этого тревожного времени стали не только статистические сводки заражений, но и рассказы о доброте, взаимовыручке и поддержке. Так, французский комический актёр Ноам Картозо во время карантина организовал весёлую викторину для своих пожилых соседей. Утешительное развлечение ежедневно транслировались в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
В дни самоизоляции парижане установили традицию каждый вечер в восемь часов выходить на балконы, чтобы поаплодировать врачам, борющимся с коронавирусом. Не стали исключением и жители маленькой улочки Сен-Бернар, где проживает Наом Картозо. Участвуя в акции солидарности с медиками, актёр заметил, что его пожилые соседи день ото дня становятся всё грустнее. Молодой человек попытался ободрить приунывших — он включал музыку и приглашал всех потанцевать. Инициативу вежливо отклонили.
Комик не отступился от своей идеи поддержать людей. Он объявил конкурс на звание самого сообразительного во дворе, и на этот раз соседи откликнулись. Ноам задавал непростые вопросы, кто отвечал первым — получал баллы. Набравшим наибольшее количество очков доставались призы — туалетная бумага, которая на какое-то время попала в разряд дефицита, и вермишель как символ запасливости. С каждым днём участников викторины становилось всё больше. Форму конкурса пришлось менять по ходу — из индивидуального соревнование стало коллективным. Команды двух домов, стоящих друг напротив друга, увлечённо отвечали на вопросы Ноама Картозо.
Опыт показался соседям настолько увлекательным, что они решили им поделиться. Эрудиты создали блог в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), где ежедневно выкладывали видеозапись своей интеллектуальной игры. Страница моментально собрала десятки тысяч подписчиков. Признаюсь, что я тоже подписалась. Мой французский не позволял в полной мере оценить искромётные шутки и оригинальные ответы участников викторины. Но то, что весёлая затея Ноама Картозо сплотила соседей и помогла прогнать уныние, понятно было и без слов.
Все выпуски программы Живут такие люди
Тишина. Наталия Лангаммер
Вы когда-нибудь слушали тишину? — спросил нас режиссер в театральной студии, где я занималась в детстве. Мне было лет десять.
И мы решили послушать эту самую тишину. Замерли на минуту.
Вечер. Школа. Звуки уставших шагов учителей, которые задержались после уроков. Звук швабры, моющей пол. То ли звон, то ли шипение потолочных светильников. И тишина. Просто тишина.
Недавно слушала аудиобеседы владыки Антония Сурожского с прихожанами. Он рассказывал, что просит не беспокоить друг друга в храме, когда кто-то молчит, пребывает в тишине. Это очень важный момент. Момент погружения в себя, раздумий, молитвы. В конце лекции он предложил: «Давайте помолчим». И я вместе с владыкой и его паствой замолчала.
В детстве слушать тишину было любопытно. А сейчас?
Сейчас, в зрелом возрасте это, как глоток воды, как покой, как выдох усталости, как сладость.
Сейчас, когда я верующий человек, в тишине я слышу не звуки мира, я слушаю, я хочу услышать Бога. Я безмолвно молюсь. Кажется, мы оба молчим.
Как это нужно. Как это редко бывает. Просто остановиться и слушать тишину, а в ней — присутсивие Господа.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение