Когда в середине восемнадцатого века началось заселение Поволжских степей, возле реки Сухая Вязовка тоже появилось несколько домов. Осторожно осваивали переселенцы новую территорию – племена кочевников доставляли немало беспокойства оседлым жителям. Однако не прошло и ста лет, как поселок, получивший имя по названию реки, разросся до пятисот дворов. Вскоре здесь была построена церковь, освященная в честь Димитрия Солунского.
Строили храм вскладчину, без помощи богатых меценатов. Не только деньги, но и яйца для кладки стен собирали по дворам, кто сколько сможет. Церковь возводили по типовому проекту, поскольку это значительно дешевле, чем заказывать, как сейчас говорят, эксклюзивный. Однако, это обстоятельство ничуть не умаляет достоинств храма. Хорош корабль из красного кирпича, вытянутый от алтаря, покрытого мощным полукружием, до трехъярусной колокольни над входом! Восьмигранный купол-сферу на широком световом барабане венчает маленькая луковка. Особую праздничность зданию придают высокие оконные проемы, которые некогда были украшены витражами.
Небезынтересный факт – Свято-Димитриевскому храму по штату был положен звонарь. В его обязанности входило не только собирать прихожан на службу, но и оглашать окрестности в зимнюю стужу особым, метельным, звоном, чтобы заблудившийся путник мог найти дорогу. Такие меры предосторожности отнюдь не лишни в наших краях, где зимой лютый мороз сочетается со снежными метелями.
При храме в Сухой Вязовке была открыта церковно-приходская школа и библиотека, а чуть позже – земское училище. Удивительно, что все эти исторические факты бережно собираются и хранятся сегодня в музее Сухо-вязовской средней школы. Юные экскурсоводы раскроют перед вами старинные страницы летописи родного села, поведают о печальных событиях революционного времени. Свято-Димитриевскую церковь большевики закрыли в 25-м году. В ней было устроено зернохранилище. Здание храма чуть не погубила изобретательность колхозников – они сделали проем в фундаменте, чтобы удобнее было извлекать зерно. Естественно, это привело к тому, что по стенам церкви пошли трещины.
Жители села, которые приходили ворошить зерно в храме, еще застали удивительной красоты фрески, украшавшие стены. Когда же церковь передали верующим в 90-ом году, здесь уже царила разруха. И вновь суховязовцы взялись за работу всем миром, как некогда их прадеды. Храм ожил, в него стали возвращаться иконы… Во время лихолетья сельчане сберегли их в своих домах. Многое здесь еще предстоит сделать, но главное – богослужения совершаются каждое воскресенье.
От Самарского железнодорожного вокзала до Сухой Вязовки ходит прямой автобус. Кстати, если вы любите порыбачить – захватите снасти. Речка здесь щедрая. Прямо с берега можно натаскать карасиков. А вот жарить их или в уху отправить – это уже ваше дело.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.