

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com
«Небо на земле» — так принято говорить о Церкви. И это, конечно же, общечеловеческая интуиция — обнаружить ее в себе может и церковный человек, и тот, кто считает себя верующим, но нецерковным, и тот, верит по-своему и не причисляет себя ни к какой конкретной религиозной традиции. Это интуиция — глубинное внутреннее ощущение, что мир не ограничен зримыми рамками. Что в этом нашем, земном мире себя проявляет что-то иное, неземное, нездешнее, запредельное — говоря философским языком, трансцендентное. То, что существует, но то, что не часть этого мира. Как объяснить эту общечеловеческую интуицию? У каждой религии свой ответ. О том ответе, который человеку предлагает христианство, мы поговорим сегодня. И это разговор о том, что в Евангелии названо Царством Небесным, Царством Божьим, в определенном смысле синоним этого — рай.
С этой, скажем так, темы свою публичную проповедь начинает Сам Христос. Первыми ее словами, как говорит Евангелие от Матфея, были: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». А евангелист Лука приводит такие слова Христа: «Царство Божие внутрь вас есть». То есть, царство это — не только что-то нездешнее и запредельное. Оно — приблизилось. Оно, оказывается, может быть внутри вас. Его отблески можно воспринять уже здесь и сейчас. К небу можно прикоснуться с земли. И это, по Евангелию, ставит человека не перед каким-то лишь философским умозрительным вопросом, а перед вопросом самым жизненным, конкретным, если угодно нравственными и… личным. Что сделаю я, узнав, что небо — близко? Есть в нагорной проповеди Христа такая фраза: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».