Утро понедельника началось для рабочих иркутского Николаевского железоделательного завода по-будничному привычно. Переодевшись, строго к началу смены они разошлись по своим местам.
Время близилось к полудню, когда в цехе, с колокольчиком в руках, появился заводской смотритель.
— В двенадцать часов объявляется перерыв! Всем собраться во внутреннем дворе! — громко объявил он.
Рабочие переглянулись. За двадцать лет работы завода здесь ни разу не бывало перерывов! Смена длилась одиннадцать часов, а отлучаться от рабочего места было запрещено.
Ровно в полдень внутренние ворота завода открылись, и нестройная, немногочисленная толпа потянулась во двор. На железоделательный шли работать от крайней нужды — зарплаты здесь были мизерные, а условия труда — непомерно тяжёлые. Завод был государственным — его открыли, рассчитывая на быструю прибыль, но предприятие надежд не оправдало, и вот уже несколько лет, по слухам, приносило казне одни убытки.
К рабочим вышел управляющий.
— С завтрашнего дня завод выставляется на торги. И если в течение двух недель не найдётся желающий принять его в частные руки, завод будет закрыт, — сухо объявил он, и, ничего более не объясняя, удалился. А рабочие остались, поражённые неожиданной и недоброй для них вестью.
...Срок подходил к концу, а покупателей не было. И неудивительно — кому захочется выкладывать немалые деньги за убыточное предприятие. Рабочие приуныли. И вот, буквально в последний день, пришло известие: покупатель нашёлся! Уже подписаны все бумаги, и у завода теперь будет новый хозяин — Сергей Константинович Трапезников!
Это имя было хорошо известно в Иркутске. Купцы Трапезниковы издавна славилось не только деловой хваткой, но и добрыми делами, которые на протяжении нескольких поколений они совершали для города и горожан. Первый из иркутских Трапезников, Яков, пришедший в семнадцатом веке в Сибирь из вологодских земель, не жалел денег на Божьи храмы и бедных. Спустя без малого полтора столетия, в середине девятнадцатого века его потомки сохранили в себе чуткость сердца и доброту. Так, отец Сергея Константиновича имел в банке специальный капитал, проценты с которого каждый месяц шли на пожертвования беднякам Иркутска.
Его примеру последовали и сыновья. Александр Константинович выстроил на собственные средства часовню во имя Спаса Вседержителя, щедро помогал Вознесенскому и Знаменскому монастырям, обеспечивал помощь погорельцам, а также пожертвовал крупную сумму на строительство Томского университета.
Фёдор Константинович пожертвовал более пятидесяти тысяч рублей на нужды Иркутского реального училища. С его помощью в городе была создана пожарная часть, для которой он приобрёл пожарную машину.
А Сергей Константинович... купил Иркутский железоделательный завод. Государство, продавая Трапезникову убыточное предприятие, предоставило ему право в течение первых трёх лет использовать на нём труд заключённых каторжников, подразумевая, что плачевное состояние завода ещё долго не позволят новому хозяину нанимать рабочих за плату.
Но Трапезников не воспользовался выгодным предложением. Вместо этого он превратил завод в современное прибыльное предприятие, работать на котором стало престижно и выгодно. Он переоборудовал цеха, внедрив дорогостоящие, но значительно облегчающие труд рабочих паровые машины; сократил смену до восьми часов, а заработную плату при этом существенно увеличил. Ввёл Трапезников на своём предприятии и совсем уж неслыханное новшество — официальный обеденный перерыв! Обеды, кстати, предоставлялись рабочим бесплатно в новой заводской столовой. Кроме этого при заводе Сергей Константинович открыл школу, где взрослые и дети могли бесплатно обучаться грамоте и ремёслам.
В своих работниках он видел, прежде всего, людей, а не только «рабочую силу», с готовностью выслушивал их предложения и живо откликался на просьбы. Однажды к Сергею Константиновичу пришёл рабочий, и попросил в долг сто пятьдесят рублей — на свадьбу. Трапезников покачал головой: «Разве на полторы сотни настоящую свадьбу сыграешь?» — сказал он, и протянул рабочему пятисотрублёвую купюру. «И не вздумай возвращать, — добавил Сергей Константинович. — Это подарок!»
Жители Иркутска отблагодарили Трапезникова за его неравнодушие к нуждам ближних своим доверием: в тысяча восемьсот семьдесят втором году горожане избрали Сергея Константиновича на пост градоначальника.
Все выпуски программы Имена милосердия
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема







