Традиция - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Традиция

* Поделиться
Пётр Колосов

Пётр Колосов

Церковное пение, как всякое искусство, развивается, формы, стили сменяют друг друга. Но здесь, на мой взгляд, вернее слух, не стоит торопиться с изменениями. Тем более надо очень осторожно переносить древнюю певческую традицию в наше время. Почему? Скажут, что сокровищница того же знаменного распева достойна, чтобы ее внедрять в современное богослужение. С музыкальной точки зрения — да, несомненно. Скажут, что знаменный распев более молитвенный, чем партесное пение. А в этом случае всё как раз неоднозначно. Человек, приходящий в храм на молитву, не должен отвлекаться на непривычные ему распевы, не должен о них «царапаться». Хорошо, когда пение церковного хора заставляет звучать в душе те же струны, что звучали и в детстве, и в юности, и в прошлом году. Ведь не молитва для пения, а пение для молитвы!

Взять хотя бы знаменитое произведение Веделя «Покаяния отверзи ми двери». Уж как его только не ругали музыканты и музыковеды! Но люди к этому пению привыкли, оно заняло определенное место в годовом цикле, и когда из самых лучших побуждений Веделя заменяют чем-то иным, то у человека, ожидавшего этого целый год, рождается досадное ощущение неудовлетворенности и даже обмана. Спеть Веделя строго, молитвенно — и все будет на своих местах!

А то подходит Великим постом к батюшке старушка после всенощной и спрашивает:

— Батюшка, что нынче «Покаяние» не пели?

— Пели, а как же.

— А я и не слыхала... простите.

И отходит бабушка разочарованная и немного обиженная. Ну, чем она виновата, что к Веделю привыкла? Пусть послушает, поплачет. Кому от этого плохо?

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем