В 1873 году в Вятке открылось первое благотворительное общество. Как было написано в уставе организации, она «имеет целию доставление средств к улучшению нравственного и материального состояния бедных города Вятки». Богатые вятичи вступали в общество, не задумываясь. Одним из тех, кто не скупился на пожертвования, стал пароходовладелец Тихон Булычёв.
«Товарищество Волго-Вятского пароходства» было хорошо известно жителям Казани и Нижнего Новгорода, Рыбинска и Астрахани. Оно облегчало жизнь тем, кто предпочитал путешествовать не железнодорожным, а речным транспортом. Соответственно и на уровень доходов хозяин пароходства Тихон Булычёв не жаловался – он был, как тогда говорили, миллионщиком. Имея такое состояние, 30-тилетний мужчина мог позволить себе жить в своё удовольствие на проценты с капиталов. Но не таким был Тихон Филиппович. Он работал, не думая о выходных и отпусках. Более того, уже в преклонном возрасте открыл прядильную фабрику. С неё в 1911-ом году в Вятке началось текстильное производство.
Тихон Филиппович прославился не только как талантливый коммерсант. Он был убеждён: его средства гораздо нужнее убежищу для вдов и девиц, детскому приюту, дому трудолюбия, ночлежке и другим богоугодным учреждениям, попечителем которых он являлся.
В 1904 году благотворитель выстроил здание для мужской гимназии. Учащиеся между собой называли Булычёва Дон-Кихотом за его высокий рост, благородные черты лица, а, главное, за доброту. Ему действительно было не занимать благородства души: в голодном 1892 году Тихон Филиппович снабдил за свой счёт всю губернию хлебом. На судах Булычёва вятичи впервые увидели электрическое освещение. Весь город сбегался к пристани посмотреть на сияющие лампочки.
Булычёв содержал местные больницы. Для одной из них он приобрёл первый
в Вятке рентгеновский аппарат. А городу Орлову, в котором благотворитель родился, он пожертвовал 25 000 рублей на строительство здания реального училища и провёл в Орлов электрическую и телефонную линии.
В городе Булычёву принадлежало несколько домов. Один из них был
настолько красивым, что в народе его называли «вятским чудом». В 1915 году, в разгар Первой мировой войны Тихон Филиппович передал особняк «Дому инвалидов и сирот». Другие свои дома Булычёв отдал в распоряжение Красного Креста: в них открылись госпитали для солдат. Семьям фронтовиков Булычёв каждый месяц жертвовал по тысяче рублей.
Спустя год поле революции пароходная компания и фабрика Тихона Филипповича перешли в собственность государства. Миллионер и благотворитель стал нищим. О его заслугах перед городом новая власть предпочла забыть. Булычёву было негде жить, 80-летний старик скитался по квартирам своих бывших служащих и целые дни проводил в молитвах. Он умер в 1929 году, но память о нём, сами того не зная, хранили все крупные драматические театры страны: Тихон Филиппович стал прототипом главного героя знаменитой пьесы Горького «Егор Булычёв и другие».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Время Великого поста — как соединить светскую жизнь и церковную?
— Память — что помнить, а что забывать?
— Предложение министра иностранных дел Эстонии признать Русскую Православную Церковь Московского Патриархата террористической организацией;
— Изменения в поколениях церковных людей и священников.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 400
Основные темы беседы:
— Опыт Марии Египетской как путь человека к себе-настоящему: в чём этот путь состоит?
— Кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою: как в жизни раскрывается эта заповедь Христа?
— Закон умножения добра: как подопечные благотворительных фондов сами становятся волонтёрами и помогают другим;
— Похвала Пресвятой Богородицы: о чём этот праздник и как он возник?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: какова самая сложная фраза в духовной жизни?
Не унывай, на вопросы отвечай
Пандемия коронавируса 2020 года принесла человечеству немало страданий. Но приметой этого тревожного времени стали не только статистические сводки заражений, но и рассказы о доброте, взаимовыручке и поддержке. Так, французский комический актёр Ноам Картозо во время карантина организовал весёлую викторину для своих пожилых соседей. Утешительное развлечение ежедневно транслировались в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
В дни самоизоляции парижане установили традицию каждый вечер в восемь часов выходить на балконы, чтобы поаплодировать врачам, борющимся с коронавирусом. Не стали исключением и жители маленькой улочки Сен-Бернар, где проживает Наом Картозо. Участвуя в акции солидарности с медиками, актёр заметил, что его пожилые соседи день ото дня становятся всё грустнее. Молодой человек попытался ободрить приунывших — он включал музыку и приглашал всех потанцевать. Инициативу вежливо отклонили.
Комик не отступился от своей идеи поддержать людей. Он объявил конкурс на звание самого сообразительного во дворе, и на этот раз соседи откликнулись. Ноам задавал непростые вопросы, кто отвечал первым — получал баллы. Набравшим наибольшее количество очков доставались призы — туалетная бумага, которая на какое-то время попала в разряд дефицита, и вермишель как символ запасливости. С каждым днём участников викторины становилось всё больше. Форму конкурса пришлось менять по ходу — из индивидуального соревнование стало коллективным. Команды двух домов, стоящих друг напротив друга, увлечённо отвечали на вопросы Ноама Картозо.
Опыт показался соседям настолько увлекательным, что они решили им поделиться. Эрудиты создали блог в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), где ежедневно выкладывали видеозапись своей интеллектуальной игры. Страница моментально собрала десятки тысяч подписчиков. Признаюсь, что я тоже подписалась. Мой французский не позволял в полной мере оценить искромётные шутки и оригинальные ответы участников викторины. Но то, что весёлая затея Ноама Картозо сплотила соседей и помогла прогнать уныние, понятно было и без слов.
Все выпуски программы Живут такие люди