«Темна вода в облацех воздушных». Так иронично говорят о чём-либо крайне непонятном и неясном. О чьих-то невнятных рассуждениях и высказываниях.
Выражение «темна вода во облацех воздушных» звучит так по-церковнославянски.
А происходит из псалма Давида, в котором царь и пророк восхваляет Господа за избавление его от врагов.
Цитата из Первоисточника:
«Объяли меня муки смертные и потоки беззакония устрашили меня... В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошёл до слуха Его. Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор; ибо разгневался Бог; поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него. Наклонил Он небеса и сошёл, — и мрак под ногами Его. И воссел на херувимов и полетел, и понёсся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных».
Давид очень образно описывает проявление Божественной силы, и воспевает Господа за помощь, которую Тот явил в природных явлениях. Далее псалмопевец приводит обычный образ представления Бога ветхозаветным человеком — в тучах и облаках, воссевшим на херувимах.
Херувимы — это высший чин в небесной иерархии, они представляются самыми приближёнными к Богу умными силами, одарёнными от Него особенными совершенствами. Ближайшие и самые быстрые исполнители Его воли.
Словами «Наклонил Он небеса...и мрак под ногами Его...и понёсся на крыльях ветра» — описывается появление тучи, которая приближалась с невероятной быстротой.
И эта туча, как поясняет толкование, была местом пребывания Бога, как шатёр, например, служил местом пребывания человека.
В нашу речь оборот «темна вода во облацех воздушных» вошёл в церковнославянском варианте, но не сохранил семантики текста библейского. Однако стал поговоркой. Повторимся, так говорят о чём-то малопонятном.
Красочным примером употребления этого выражения может служить отрывок из романа Ивана Тургенева «Новь». Приведём его:
«Отец диакон учил грамоте недурно, хотя по старинному способу — но на экзаменах предлагал вопросы довольно несообразные; например, он спросил однажды Гарасю, как, мол, он объясняет выражение: «Темна вода во облацех»? — на что Гарася должен был, по указанию самого отца диакона, ответствовать: «Сие есть необъяснимо».
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.
25 апреля. О зависти
В 23-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем».
О зависти, — священник Константин Кокора.