Согласно библейской истории, первым городом в гористой части Ханаан, страны взятым израильтянами, был Гай, город, который Иисус Навин сжёг и «обратил в вечные развалины» . Однако раскопки показали, что некогда процветавший Гай, хананейский город с мощными стенами и красивым храмом, был полностью разрушен ещё до прихода израильтян. и лежал в руинах за тысячу лет до начала Завоевания. Как же следует понимать соответствующий эпизод Библии? Одно из предположений, выдвинутых учёными говорит о том, что Гай был временно занят обитателями Вефиля, города, находившегося по соседству, всего лишь в полутора километрах от него.
В книге Иисуса Навина отсутствует рассказ о завоевании Вефиля, хотя память о его разрушении в Библии сохранилась. Раскопки Вефиля 1934 года, которыми руководил профессор Олбрайт, показали, что город погиб от огня в XIII веке. Уничтоженный завоевателями хананейский город был красив, в нём были замечательные дома с мощёными или заливными полами и водостоками. Город, выстроенный здесь впоследствии, был куда беднее. Два этих города настолько непохожи друг на друга, что мы можем с уверенностью говорить о том, что некогда Вефиль был разрушен израильтянами.
Комментарий эксперта:
В ходе раскопок были обнаружены следы страшного пожара, в руинах домов пепел достигал метра высоты, а разбитые статуэтки богов свидетельствовали, что виновником разрушений был иноземный захватчик. Доселе нигде в Палестине учёным не приходилось видеть столь страшного пожара. Более глубокие раскопки показали, что Вефиль был основан в ранний бронзовый период, примерно в то время, когда был разрушен Гай. Экспедиция доказала, что Вефиль стал жертвой израильской экспансии. Против этого утверждения перестали возражать даже самые яростные оппоненты. Словом, с Вефилем сегодня в основном всё ясно. Ситуация же с Гаем остается не до конца разгаданной.
Раскопки Гая проводили в 1933-1935 гг. по руководством Джудит Марке-Краузе и в 1964-1972 гг. под руководством доктора Дж. Э. Коллауэя. В ходе них было установлено, что город был разрушен около 2100 и вновь заселен лишь около 1000 г. до Рождества Христова. То есть в промежутке, когда войска Навина завоевывали Палестину, город был необитаем. Однако, существует множество примеров, когда более поздние раскопки дополняли предыдущие, и поэтому выводы по Гаю не могут считаться окончательными. К тому же благодаря чрезвычайно плохому состоянию остатков поселения, а так же их малочисленности, выводы вообще делать очень тяжело, ибо необходимых предметов для датировок почти нет.
Комментарий эксперта:
В Библии содержится несколько интересных фактов. Книга Иисуса Навина не разделяет Гай и Вефиль в ней говорится: «в Гае и Вефиле не осталось ни одного человека, который не погнался бы за Израилем; и город свой они оставили отворенным, преследуя Израиля». Как видим, здесь говорится о совместных действиях жителей этих двух городов, и в то же время говорится: «и город свой они оставили отворенным, преследуя Израиля», т. е. получается, что город у них был один общий. В других текстах они так же упоминаются вместе.
Почему Гай потребовалось отдельно уточнять, неясно. Одна из версий состоит в том, что во времена Навина на месте Гая города как такового уже не было. Существовала лишь крепость с властителем и небольшим количеством жителей, что подтверждается, кстати, той же Библией. В Книге Иисуса Навина сказано: «И возвратившись к Иисусу, сказали ему: не весь народ пусть идет, а пусть пойдет около двух тысяч или около трех тысяч человек, и поразят Гай; всего народа не утруждай туда, ибо их мало». Эта крепость по мнению ряда ученых, была передовым форпостом города Вефиль. С одной стороны, в вопросе с завоеванием Гая не все ясно, а с другой, совершенно очевидно, что полученные данные не только не опровергают библейский рассказ, но лишний раз призывают исследователей к новым поискам, чтобы разрешить библейские тайны, пришедшие к нам из глубины веков.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.