В семнадцатом веке до Рождества Христова Египет гостеприимно принял двенадцать еврейских племен. В то время сын ветхозаветного патриарха Иакова, Иосиф, был соправителем фараона. Однако после смерти своего покровителя израильский народ оказался в невыносимых условиях. Египтяне стали использовать переселенцев на тяжелых работах и не позволяли покинуть страну. Трудности жизни иудеев усугублялись тем, что у них не было возможности совершать жертвоприношения Единому Богу. Четыреста лет плена привели к тому, что народ стал утрачивать религиозное и национальное самосознание.
Одним из тех немногих, кто твердо держался веры отцов, был пророк Моисей. Он прекрасно понимал, что необходимо срочно вывести евреев из Египта. Воспитанный при дворе фараона, Моисей неоднократно напрямую обращался к правителю, требуя свободы для своих соплеменников. Но гордый монарх не соглашался отпустить невольников даже после того, как по слову пророка на Египет обрушилась череда невероятных природных катаклизмов – так называемых египетских казней.
Одним из таких стихийных бедствий стала непроглядная тьма, опустившаяся на страну. Развеять ее не могли никакие светильники. Библейская книга Исход указывает, что не было видно абсолютно ничего, так что египтяне были вынуждены три дня сидеть, не понимаясь с места. В конце двадцатого века немецкий профессор Надин фон Блом из института физики атмосферы немецкого города Кюлунгсборн высказал мнение, что причиной этого явления стало извержение вулкана Санторин в Эгейском море.
Комментарий эксперта:
Во время извержения вулкана Санторин в атмосферу оказалось выброшено несколько миллионов тонн вулканического пепла. Часть этих выбросов образовала облако, которое атмосферные потоки направили в сторону Египта. Историки датируют это событие приблизительно тем же временем, что и Исход евреев из Египта.
При некоторых извержениях плотная концентрация вулканического пепла в облаке может вызвать темноту, подобную той, что бывает в закрытых помещениях. Именно такая тьма, например, накрыла в 1956 году камчатский поселок Ключи после извержения вулкана Безымянный. Вероятнее всего, тьма египетская также была обусловлена вулканическими выбросами в атмосферу.
С немецким коллегой не согласился американский профессор Джон Марр. Он настаивал на том, что солнечный свет в Египте застила сильнейшая песчаная буря, предпосылки для которой создала предыдущая казнь египетская – нашествие саранчи. Полчища прожорливых насекомых уничтожили все насаждения, которые обычно являются естественным препятствием для переноса песка. И разыгравшийся ураган поднял в воздух массу песка и пыли – так, что люди не могли в этой взвеси видеть друг друга даже на близком расстоянии.
Но в Библии ничего не сказано о сильном ветре, сопровождавшем темноту! Едва ли такая яркая деталь могла быть упущена пророком Моисеем – а именно он считается автором книги Исход. Ни одна из предложенных учеными версий не объясняет также, почему в то время, когда египтяне не могли одолеть тьму, дома евреев были освещены. Остается лишь признать, что механизм тьмы египетской так и остался загадкой.
А вот установленная учеными-культурологами связь между этим библейским событием и верованиями Египта кажется весьма убедительной. Известный английский египтолог Говард Харпер обратил внимание коллег на то, что главным языческим культом в Египте было поклонение богу солнца – идолу, носящему имя Ра.
Комментарий эксперта:
Солнцепоклонничество было чрезвычайно распространено в Египте. Кроме божества Ра, египтянами почитался Атон, изображаемый в виде солнечного диска. Земной монарх, фараон, также считался ипостасью бога солнца. Его неземное происхождение олицетворял солнечный круг с распростертыми крыльями. В египетской мифологии различались бог утреннего, восходящего светила - Хепри, и вечернего, заходящего – Атум. Также в этом списке выделялся Мневис – божество в виде черного быка с солнечным диском между рогами, его называли живым воплощением солнца.
Когда в Египте наступила трехдневная темнота, идолопоклонники были повергнуты в шок еще и тем, что ни одно из божеств солнечного пантеона не смогло дать своим почитателям хотя бы немного света.
Явилась ли тьма египетская последствием извержения вулкана, была ли вызвана песчаной бурей или иными причинами – ученые пока не смогли разобраться. Ясно одно – это испытание оказалось настолько страшным для фараона, считавшего себя ипостасью солнца, что он прогнал Моисея с глаз долой, пригрозив смертью, если тот еще раз осмелится появиться во дворце. Идолопоклонник увидел всемогущество Единого Бога, но несокрушимая гордыня мешала ему признать это открыто и честно.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Устюжское Благовещение»
Одна из самых древних русских икон Божией Матери носит название «Устюжское Благовещение». Она посвящена событию, о котором повествуется в Евангелии: архангел Гавриил принёс Пречистой Деве благую весть о том, что у Неё родится Богочеловек, Спаситель мира. Фигуры Небесного посланника и Богородицы изображены в полный рост на золотом фоне, который символизирует сияние Божественной славы. Гавриил протягивает к Божией Матери руку в благословляющем жесте.
Христос на иконе представлен дважды. В синем полукруге вверхуОн восседает на Престоле, окружённый херувимами и серафимами. Здесь Спаситель — Царь мира, победивший саму смерть. На груди у Богоматери не сразу заметишь ещё одно изображение Иисуса Христа. Фигура Богомладенца почти сливается с контурами одежды Пречистой Девы. Его образ словно проступает сквозь ткань. Так неизвестный художник двенадцатого века символически изобразил тайну Боговоплощения.
Богородица одной рукой прикрывает Сына, словно хочет защитить от мира, в котором Его ждут страдания. В другой руке Она держит моток пурпурной пряжи. В момент явления архангела Гавриила Дева трудилась над изготовлением завесы для Иерусалимского храма. Из Евангелия известно, что в час смерти Спасителя это полотнище разорволось от верхнего до нижнего края.
Древнюю икону Благовещения именуют Устюжской, потому что, по преданию, в тринадцатом веке перед ней молился преподобный Прокопий, чудотворец из Великого Устюга. Святой со слезами просил Божию Матерь избавить город от каменного града. Современные учёные объясняют это стихийное бедствие падением метеорита и его многочисленных осколков. В житии преподобного Прокопия рассказывается, что во время молитвы икона замироточила, и страшный камнепад прекратился.
В середине шестнадцатого века Иван Грозный перенёс Устюжскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Она хранилась сначала в Благовещенском соборе Московского кремля, а затем украсила собой иконостас Успенского храма. После революции 1917 года церковь закрыли, и реликвия попала в Государственный исторический музей. В 1930 году древний образ «Устюжское Благовещение» передали в Третьяковскую галерею. Там святыня пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Вертоград Заключенный»
В православной иконографии Божией Матери есть древний образ, не похожий ни на один другой. Именуется он поэтично — «Вертоград Заключенный». Название переводится с церковнославянского языка как закрытый, огороженный сад. Богородица изображена на иконе посреди трав, цветов и деревьев. Вертоград окружён золотой изгородью, которая украшена вазами с гвоздИками и тюльпанами. Над головой Пресвятой Девы два ангела держат корону. Коронован и Младенец Христос, сидящий у Матери на руках. Они показаны хозяевами Небесного Царства, в котором ожидают всех, кто любит Бога и следует Его заповедям.
Икону «Вертоград Заключенный» написал в 1670 году русский иконописец Никита Ерофеев. Он вошёл в историю с именем Павловец, поскольку родился в селе Павлово под Нижним Новгородом. Дарование и мастерство Никиты оценил царь Алексей Михайлович Романов. Государь принял провинциального художника на службу в Оружейную палату. Павловец писал святые образы, а также выполнял другие работы. Известно, что он принимал участие в реставрации иконостаса Успенского собора Московского кремля.
Среди икон, которые создал Никита Павловец, «Вертоград Заключенный» занимает особое место. На создание образа художника вдохновили строки из Библейской Песни песней: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» В святоотеческих толкованиях ветхозаветного текста образы Невесты и сада связываются с Богородицей. Она родила Спасителя, не утратив при этом девства. Христос пришёл через Пречистую Деву в мир, не потревожив Заключенного Вертограда Её чистоты. Эту глубокую богословскую мысль Никита Павловец точно отобразил на иконе.
Образ «Вертоград Заключенный» до революции 1917 года находился в домашнем иконостасе князя Сергея Щербатова. После большевистского переворота древняя икона стала собственностью государства. Сейчас её можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница