В тысяча девятьсот семьдесят пятом году известный израильский археолог и учёный-палеограф Нахман Авигад, прогуливаясь по Восточному Иерусалиму, заглянул в маленький антикварный магазинчик. В одной из витрин его внимание привлек небольшой, и, на первый взгляд, невзрачный, круглый кусочек глины. Учёного заинтересовали выдавленные на нём надписи на древнееврейском языке. Получив возможность подробнее изучить выставленный на продажу артефакт, Авигад установил, что это –глиняная печать, какими в древности закреплялись свитки, а её возраст относится как минимум к шестому веку до нашей эры!
Комментарий эксперта:
В Библейские времена папирусы обычно сворачивали в свитки, перевязывали верёвкой, и закрепляли глиняной печатью, часто - с личной подписью составителя или писца. Однако эти надписи позволяют определять возраст подобных находок лишь предположительно. Особенность древнееврейской письменности такова, что она постоянно изменялась, эволюционировала под влиянием множества факторов, а значит, точно определить возраст находки только по характеру письма довольно сложно. В этих случаях возраст обычно устанавливают с помощью метода сравнения. Не письменные артефакты того же периода, к которому, по мнению археологов, может относиться находка, и сам найденный предмет, сравнительно анализируют по ряду косвенных параметров. Это трудоёмкий процесс, однако, он позволяет получить данные очень высокой степени достоверности!
Установив довольно точно возраст печати, Нахман Авигад приступил к расшифровке надписей. Результат ошеломил учёного: на печати было написано: «принадлежит Варуху бен Нирии, - то есть, сыну Нирии, - писцу». За ответом на вопрос, кто же он, этот древний владелец печати, далеко ходить не пришлось. Оказалось, что его имя неоднократно упоминается в Библии!
Комментарий эксперта:
В четвёртом стихе тридцать шестой главы книги пророка Иеремии говорится: «Иеремия призвал Варуха, сына Нирии, и Варух под диктовку Иеремии записал в свиток все слова Господа, которые Господь говорил Иеремии». Однако, согласно Библейскому тексту, Варух был не просто писарем пророка. Он разделил с Иеремией многие страдания и несправедливость, и был рядом, когда во время бегства в Египет иудеи силой увели за собой пророка, открыто не одобрявшего этот шаг и предостерегавшего от него остальных.
Спустя сорок лет поле обнародования сенсационной находки Нахмана Авигада, появилась информация о том, что в одной из частных коллекций Лондона хранится похожая глиняная печать с начертанием имени Варуха бен Нирии. Эксперты подтвердили её подлинность, и возник резонный вопрос, какая же из этих печатей всё-таки настоящая? Выяснилось: обе!
Комментарий эксперта:
Тридцать шестая глава книги Пророка Иеремии даёт исчерпывающий ответ на вопрос, откуда взялась вторая подлинная печать Варуха. Писец публично зачитывал всё, записанное им за Иеремией, в Иерусалимском храме. Пророчества пришлись по вкусу далеко не всем, а когда их содержание дошло до царя, он приказал принести ему свиток и собственноручно сжёг его. То, что произошло дальше, Книга пророка Иеремии описывает так: «И было слово Господне к Иеремии, после того как царь сожег свиток и слова, которые Варух написал из уст Иеремии, и сказано ему: возьми себе опять другой свиток и напиши в нем все прежние слова, какие были в первом свитке, который сожег Иоаким, царь Иудейский. И взял Иеремия другой свиток и отдал его Варуху писцу, сыну Нирии, и он написал в нем из уст Иеремии все слова того свитка, который сожег Иоаким, царь Иудейский, на огне; и еще прибавлено к ним много подобных тем слов».
Печать из Лондонской коллекции отлично сохранилась. Более того, на ней отчётливо виден… отпечаток пальца! И хотя идентифицировать его, по понятным причинам, никогда уже не удастся, археологи не отвергают версию о том, что он вполне может принадлежать Варуху бен Нирии – спутнику и верному другу великого Библейского пророка Иеремии.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.