С 2004 года в течение восьми лет израильские археологи совершали кропотливую работу в национальном парке Иерусалима Эме́к Цури́м, расположенном между Ма́сличной горой, горой Ско́пус и долиной Кедро́на. Ученые просеивали грунт, собранный у стен Старого города Иерусалима, по крупицам извлекая из него свидетельства ушедших эпох. За время работы были обнаружены десятки тысяч предметов: древние кольца, гончарные изделия, наконечники стрел и другие находки, относящиеся к разным историческим эпохам от ветхозаветных времен вплоть до Первой Мировой войны. Наконец, в 2012 году внимание археологов привлекла глиняная печать с упоминанием города царя Давида – Вифлее́ма!
Комментарий эксперта:
На найденной в ходе раскопок печати диаметром полтора сантиметра содержится три строки древнего текста. «Бешаваа́т» («в седьмой»), «Бейтлехе́м» («Вифлеем») и символ, обозначающий звук «ха», который исследователи интерпретируют как окончание слова «меле́х» («царю»). По мнению исследователей, это может означать, что в седьмой год правления царя (Езеки́и, Манасси́и или Иоси́и, точно неизвестно) к нему из Вифлеема поступил некий груз. Подобные печати обычно ставились на налоговых поступлениях в виде серебра, вина или зерна.
Город Вифлеем расположен в восьми километрах к югу от Иерусалима и сегодня фактически граничит с ним. Название этого города переводится как «дом хлеба», оно известно многим благодаря рождению в нем Иисуса Христа. Однако, согласно Библии, Вифлеем существовал задолго до Евангельских событий. Впервые он упоминается в книге Бытия как место смерти и упокоения жены патриарха Иа́кова Рахи́ли, которую считают прародительницей еврейского народа. Из Библии мы знаем, что в Вифлееме родился царь Давид и здесь же он был помазан на царство. Город упоминается также в книге пророка Иереми́и. Однако до недавнего времени ученые находили упоминание о существовании на этом месте большого города только в Библейских текстах. Таким образом, никакие археологические находки не могли подтвердить значимость Вифлеема для древней цивилизации.
Комментарий эксперта:
Печать, найденная в ходе раскопок в Национальном парке, относится к периоду Первого храма, который длился с 1006 по 586 год до нашей эры. Сам артефакт, скорее всего, принадлежит к 7 веку до Рождества Христова. Таким образом, можно констатировать, что задолго до рождения в этом городе Иисуса Христа, Вифлеем был частью Иудейского царства и существовал более 2700 лет назад, как это и описано в Библии.
Ученые потратили несколько месяцев на то, чтобы подтвердить подлинность печати, и теперь эта находка считается самым древним упоминанием Вифлеема. Однако ученые оговариваются, что задолго до появления печати древность Вифлеема подтверждала Библия – не только Священная книга, но и дошедший до нас уникальный исторический документ.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия