В тысяча девятьсот шестьдесят втором году турист из Америки осматривал древнее городище на холме Хацор в Израиле. Рекламные проспекты для путешественников уверенно называли его Библейским городом Хацор, не раз упомянутым в Ветхом Завете. И всё же археологи, работавшие на этих раскопках с двадцатых годов, на сто процентов разделить такую уверенность пока не могли, поскольку ни одного артефакта, прямо подтверждавшего это, они пока не обнаружили.
Американский турист бродил среди обломков древних каменных стен. Вдруг его нога за что-то зацепилась. Из песка торчал плоский кусок камня, испещрённый какими-то мелкими значками. Американец показал свою находку работавшим неподалёку археологам. Они очистили камень от песка и пыли, и буквально обомлели: перед ними лежала клинописная грамота, в которой упоминалось название древнего города - Хацор! Возраст артефакта подтверждал: найденное городище – действительно тот самый библейский Хацор.
Комментарий эксперта:
В Библии упоминание Хацора встречается в ветхозаветной книге Иисуса Навина. Это был главный город Ханаанского царства, на завоевание которого израильтяне отправились во главе с Иисусом Навином, и по какой-то причине единственный из всех, который был ими уничтожен. Вот как об этом свидетельствует одиннадцатая глава Книги: «Иисус (Навин) взял Хацор, и царя его убил мечем (Хацор же прежде был главой всех тех царств). И побили все дышащее, что было в нем, мечем, предав заклятию, как повелел Моисей, раб Господень. Впрочем, всех городов, лежавших на возвышенности, не жгли израильтяне, кроме одного Хацора, который сжег Иисус Навин".
Найденная столь неожиданным образом табличка вдохновила учёных на новые исследования. Полученные данные превзошли все ожидания: анализ показал, что обнаруженные в ходе раскопок строения подверглись значительному разрушению около тысяча двести пятьдесят восьмого года до нашей эры, что вполне совпадает по времени с событиями, описанными в книге Иисуса Навина.
Археологи продолжили раскопки на холме Хацор, и вскоре обнаружили ещё один любопытный артефакт – довольно хорошо сохранившиеся городские ворота, примыкавшие к фортификационным укреплениям. Профессор Иегуэль Ядин, руководивший экспедицией с начала пятидесятых годов, отметил их поразительную схожесть с воротами, найденными ранее при раскопках в Мегиддо и Гезере. Все три находки были датированы десятым веком до нашей эры – временем правления Царя Соломона. О том, что Соломон активно занимался строительством этих трёх городов, говорит и Библия.
Комментарий эксперта:
В девятой главе Третьей Книги Царств есть эпизод, повествующий о том, что Царь Соломон ввёл специальный налог для того, чтобы получить средства на строительство Иерусалимского Храма, а также на восстановление и укрепление некоторых городов царства: «И вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господень и дом свой, … и стену Иерусалимскую, Хацор, и Мегиддо, и Гезер".
Документальные подтверждения существования Хацора археологи находили и раньше. К примеру, в так называемых египетских «Текстах проклятия», датированных девятнадцатым веком до нашей эры, он упоминается и описывается как политический центр и крупный торговый город. Находки экспедиции профессора Иегуэля Ядина не просто подтвердили эти факты, а сделали для истории гораздо большее – освободили из древних песков Хацора живую память о Библейских героях.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.