Петербургский дом княгини Татьяны Потёмкиной на Миллионной улице был известен всему городу. Двери в нём оставались открытыми и для вельможных особ, и для бедняков. Каждый, кто нуждался в помощи княгини, уходил от неё, получив то, за чем пришёл. Княгиня, известная своей благотворительной деятельностью, старалась никому не отказывать.
Одна из первых красавиц столицы, дочь князя Голицына - Таня, росла окружённая любовью. Девочка была настолько доброй, что взрослые говорили: «Бог улыбнулся, сотворив этого ребёнка». В 18 лет княжна обручилась с князем Потёмкиным. В обществе шептались, что жених с невестой равнодушны друг к другу. Но после венчания злые языки замолкли: то, что супруги счастливы было видно за версту. Вскоре в семье родился сын. Но мальчик прожил всего десять месяцев. От горя Татьяна заболела. Княгиню отправили лечиться за границу. Там она провела семь лет, вернулась домой здоровой и удивила общество тем, что в расцвете лет отказалась от светской жизни, решив посвятить себя только семье и благотворительности.
В 1827 году Татьяна Борисовна стала председателем Петербургского Дамского попечительного о тюрьмах комитета и 42 года заботилась о заключённых. Приняв под своё покровительство арестантов, оказывая им материальную помощь, Потёмкина сострадала и их детям. Построила для них приют. А потом ещё один - для детей бедняков. Княгине было важно дать ребятам не только крышу над головой, но и образование, и профессию. В её приютах мальчиков и девочек обучали грамоте и различным ремёслам.
Татьяна Борисовна трепетно относилась и к старикам, которым негде было жить. Для них она открывала богадельни. Да и в своём доме княгиня давала приют беднякам, нищим и больным. Они жили у неё до тех пор, пока она не находила для них более подходящего места. Знакомые Потёмкиной даже называли её дом гостиницей.
Глубоко религиозная княгиня много жертвовала на храмы и монастыри. Строила новые церкви, восстанавливала старые. В Харьковской губернии некогда была Святогорская обитель. В 1844 году Потёмкина восстановила её на свои деньги. И монастырь по согласию императора Николая Второго официально был открыт во второй раз. Все следующие годы княгиня перечисляла обители крупные суммы. Помогала она деньгами и вещами и Троице-Сергиевой пустыни, что под Петербургом. А в своём крымском имении Артек построила церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
К Потёмкиной тепло относилась царская семья. И Татьяна Борисовна часто обращалась со своими просьбами напрямую к государю. Княгиня специально приезжала к своей подруге Марии – дочери Николая Первого – с утра пораньше, когда царь навещал внуков, чтобы подать ему очередное прошение. Император ласково называл Потёмкину «своей игуменьей» и никогда не отказывался ей помочь.
В 70 лет с Татьяной Борисовной произошёл несчастный случай, в результате которого она получила множество серьёзных травм, и здоровье её пошатнулось.
Врачи настояли на лечении в Берлине. Потёмкина приехала туда и скончалась через два дня. В некрологе на смерть княгини говорилось: «Это была боярыня в истинном, русском значении этого слова, ибо болела за всех бедствующих и страждущих своею прекрасною душою».
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».