Мне не радость сулит эта жизнь на земле,
Я решила идти за Тобой,
И в награду за то, что служу Красоте,
Мир покроет меня клеветой.
Но во имя Твое все готова терпеть,
Пусть я только лишь горе найду.
За Тебя, мой Господь, я хочу умереть,
За Тебя на страданья пойду.
Эти строки из стихотворения Татьяны Николаевны Гримблит стали для нее пророческими.
Шел 1937 год. По стране катилась очередная волна репрессий против Церкви. Татьяна Гримблит работала медсестрой в больнице в подмосковном селе Константиново. К тому времени за ее плечами уже было несколько тюремных сроков по обвинению в контрреволюционной деятельности. В сентябре 1937-го, в возрасте тридцати четырех лет она снова была арестована.
Следователь:
— Татьяна Гримблит! Вы обвиняетесь в антисоветской агитации и вредительстве в больнице по месту вашей работы. Признаете ли себя виновной?
Татьяна Гримблит:
— Виновной себя не признаю. Вредительством никогда не занималась. Это же грех тяжкий.
Следователь:
— А ваши товарищи по работе свидетельствуют об обратном. Вот их показания. (Шелест бумаги. Читает) Татьяна Гримблит на собрании в больнице за подписку на государственный заем не голосовала. Или вот еще. (Шелест переворачиваемых страниц) Татьяна Гримблит призывала больных молиться, говоря, что это – лучшее лекарство.
Татьяна Гримблит:
— Что я верующая, я никогда не скрывала. Но всегда работала честно, чтобы все видели, что и верующий человек может быть полезен стране. А что я кому-то навредила – этого про меня никто не скажет, такого в жизни не было. Всегда добро старалась людям делать.
Татьяна Гримблит выросла в Томске. Окончив гимназию, пошла работать воспитательницей в детскую колонию. Почти весь свой заработок и все, что удавалось собрать сверх того, Татьяна передавала ссыльным, которых после Гражданской войны в Томске было очень много. На одном из допросов она так говорила о своей деятельности:
Татьяна Гримблит:
— С 1920 года я оказывала материальную помощь ссыльному духовенству и вообще ссыльным, находящимся в Александровском централе, Томской и Иркутской тюрьмах и в Нарымском крае. Средства мной собирались по церквям и городу, как в денежной форме, так и вещами и продуктами. Деньги и вещи посылались мной по почте и с попутчиками.
Сегодня мы сказали бы, что Татьяна Гримблит была волонтером и занималась социальной помощью заключенным. Но в ОГПУ таких слов не знали, а такую работу считали опасной для государства. За помощь заключенным Татьяну неоднократно обвиняли в контрреволюционной деятельности и арестовывали. В свою первую ссылку она отправилась в возрасте двадцати трех лет. Через два года, вернувшись из ссылки, поселилась в Москве и еще активнее стала помогать заключенным, многих из которых теперь знала лично. Многих священников и верующих мирян она поддерживала не только материально, но и словом, ведя с ними активную переписку.
Один из адресатов Татьяны Гримблит, епископ Иоанн (Пашин) писал ей из лагеря: «Родная, дорогая Татьяна Николаевна! Письмо Ваше получил и не знаю, как Вас благодарить за него. Оно дышит такой теплотой, любовью и бодростью, что день, когда я получил его, - был для меня один из счастливых, и я прочитал его раза три подряд, а затем еще друзьям прочитывал».
Помощь репрессированным священникам и переписка с ними стали причиной новых арестов. Каждый день мог стать для Татьяны Гримблит последним, и она была к этому готова. Когда в 1937 году Татьяну Николаевну арестовали в пятый раз, она, уходя, оставила на столе записку, которая заканчивалась такими словами:
Татьяна Гримблит:
— Всех крепко целую. За все всех благодарю. Простите. Я знала, надев крест, тот, что на мне: опять пойду. За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью.
Её расстреляли 23 сентября 1937 года в урочище близ деревни Дрожжино Московской области, на Бутовском полигоне. Это место массовых казней называют «Русской Голгофой». Только за один год с августа 1937 по октябрь 1938 на Бутовском полигоне было расстреляно несколько десятков тысяч человек. Более трехсот из них причислены к лику святых. Среди них медсестра Константиновской районной больницы новомученица Татиана (Гримблит).
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.