В такси я садился уже очень раздражённым. И дело даже не в том, что вместо трех обещанных минут ожидания я простоял на морозе все десять. И не потому, что машина оказалась без жёлтых номеров — значит, опять будем толкаться в пробке. В машине было прохладно, а я так надеялся, что хоть в салоне отогреюсь. Водитель по моей просьбе вывернул ручку температуры на максимум и быстро пошёл горячий воздух.
Я поймал себя на мысли, что даже эта нахлынувшая из воздуховодов теплота облегчения мне не приносит. Всё плохо, а дальше будет ещё хуже. Как там это называется — уныние, стремительно приближающееся к отчаянию?...
Сквозь динамики приглушённо слышатся какие-то звуки — «тыц, тыц», — но мне даже неохота просить водителя выключить. Какая разница, в конце концов! Когда жизнь — словно треснувшая скорлупа, да только из-под неё так ничего до сих пор и не появилось. То, что было, прошло, новое не наступило. И что самое обидное — никакого смысла в этом внутреннем раздрае тоже не просматривалось.
В большое салонное зеркало мне было хорошо видно лицо водителя. Мужчина средних лет интеллигентного вида был спокоен, доволен и даже выглядел вполне счастливым. Ему бы в пиджачке с галстуком где-нибудь в офисе сотрудниками руководить, а не баранку крутить! И чего только он такой довольный?
Обменявшись парой ни к чему не обязывающих фраз, я ещё раз убедился, что у него — всё в порядке. Меня так и подмывало спросить, чего он такой невозмутимо-радостный.
«Вы такой счастливый! Может, у вас недавно какое-то радостное событие произошло? Давайте догадаюсь: долгожданный сынок родился? да?»
В ответ водитель улыбается. «Не, сынку уже восемь. И дочка тоже есть. Всё в порядке, как и было задумано!»
Повисла пауза. И я решился.
«Скажите, а вот как бы вы ответили на вопрос — в чем смысл жизни?»
Не задумавшись ни на мгновение — как будто бы его регулярно спрашивает об этом каждый третий пассажир — водитель неторопливо говорит: «Развитие — вот и весь смысл! Вся жизнь — это ведь всего лишь школа — а кто в школе не хочет учиться, идёт дворником работать!» — и слегка рассмеялся.
«Понятно, — несколько удивлённо отвечаю я. Вы, наверное, где-то ещё образование получаете?»
И тут он рассмеялся от души. «Да что вы, какое там образование! Я же день-деньской за рулём. Дома отдыхаю, семейные хлопоты. Для меня развитие — это прежде всего не быть упёртым „ботаником“, который кроме своих проблем ничего и никого вокруг не видит. Знаете, встречаются такие люди, которые настолько поглощены собой, что словно вся вселенная только и должна что вокруг них вращаться. А я просто люблю жизнь такой, какая она есть — с её сложностями и проблемами, дождями и морозами, пробками и ссорами. Ведь если Бог в этом мире — главный Рулевой, значит, для чего-то всё это надо. Он ведь умнее нас — и что нам голову ломать? Делай то, что должен делать, не будь дураком, смотри внимательно по сторонам, лови каждый миг — вот и весь рецепт счастья! Да, и главное — не унывать!»
В салоне уже жарко. Да и на душе — отлегло. Трудно нам, ботаникам, кандидатам наук — мы словно головастики: голова раздутая, для тела — неподъёмная. Вот и перевешивает всё время, и вниз тянет. Главное — не унывать! Потому что жизнь — всё равно прекрасна, даже если мы очень этого не хотим видеть!
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.
«Поэзия и поэтические переводы». Олег Скляров, Владимир Макаров
У нас в гостях были доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров и кандидат филологических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии Российской академии наук Владимир Макаров.
Мы говорили о значении поэзии и поэтических переводов произведений классиков для современных людей, а также о том, как поэзия связана с духовным развитием человека.